Значение дисциплин по рисунку и живописи в подготовке студентов, обучающихся по профилю «Дизайн костюма»

ROLE OF SUBJECTS CONCERNING DRAWING AND ART IN TRAINING STUDENTS SPECIALIZING IN COSTUME DESIGN



С.А. Давудов
S.A. Davudov
kaf-design@gief.ru
доцент кафедры дизайна костюма, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, член Союза художников
senior lecturer, the Department of Costume Design, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, member of the Union of artists
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • высшая школа
  • обучение в области профильного дизайна
  • общепрофессиональные дисциплины по дизайну
  • обучение проектной графике
  • учебные программы дисциплин по дизайну костюма
  • обучение студентов технологиям применения живописно-графических средств в дизайне костюма
  • Keywords:

  • higher school
  • training in specialized design
  • general subjects in design
  • teaching project graphics
  • training programs on costume design
  • training students in technologies of applying art and graphical tools in costume design
  • Понимание студентами – начинающими дизайнерами – возможностей изобразительной палитры средств проектирования становится живым и разнообразным только при условии достаточного владения основами академического рисунка и живописи, иначе представление им своего будущего проекта может долго оставаться весьма приблизительным. В статье кратко освещена роль общепрофессиональных дисциплин по академическому рисунку и живописи в образовательном процессе подготовки дизайнера по костюму, а также значение полученных студентами умений и навыков из области живописно-графических изображений в художественной составляющей авторского проекта одежды.

    Students studying to be designers can reach the understanding of possibilities of the whole range of project tools provided they have mastered the basics of academic drawing and art, otherwise, they are likely to have a vague idea of their future project. We briefly describe the role of general subjects connected with academic drawing and art in the educational process of training costume designers and consider the importance of acquired skills and abilities in making art and graphic presentations for creating the art component of clothes design.

    Обзор статьи

    В последние годы серьёзной критике подвергается проблема целей в высшем образовании. Опасность при формулировании целей образования в области изобразительного искусства заключается в чрезмерном внимании к знаниям в ущерб умениям и навыкам. В образовательных программах наметился отказ от полноценного обучения общепрофессиональным понятиям и навыкам, а снижение в некоторых вузах количества практических часов в пользу лекционных по направлению дизайна свело обучение по дисциплинам рисунка и живописи фактически к теории (в частности, по рисунку к пластической анатомии или техническому рисунку, а по живописи – к цветоведению). Нагрузка же по учебным программам, посвящённым современным полиграфическим технологиям, где интенсивно используются компьютеры и программное обеспечение, заметно увеличилась. Это привело к тому, что многие студенты при работе над проектами уже с самого начала отдают предпочтение пакетам графических программ.
    Несмотря на то, что общепрофессиональные дисциплины представляют собой одно из направлений учебной программы, которое легче всего увязать с другими предметами (студенты могут рисовать то, что они видят, описывать то, с чем сталкиваются, а также обсуждать профессиональный контекст какой-нибудь важной идеи), до недавнего времени такие дисциплины, как «Академический рисунок» и «Академическая живопись» практически сводились к единой методике и не были тесно привязаны к дисциплинам профильного блока.
    Вопросы средств выражения композиционного замысла, формирования логики пространственного мышления у дизайнеров могут подниматься и на других занятиях или смыкаться с различными областями учебной программы, но нельзя не заметить – если рисунок и живопись изолированы от других предметов, они становятся бессмысленными и скучными для многих студентов профильного обучения. Именно в этом и заключается один из наиболее серьёзных недостатков, которыми страдают многочисленные программы по этим дисциплинам, появившиеся в изобилии за последние два десятилетия, особенно в непрофильных вузах.
    Появление стандартов нового поколения позволило несколько урегулировать положение в пользу направленности обучения, тем не менее, многие преподаватели дисциплин специализации сегодня задаются вопросами: «Зачем нужны академический рисунок и живопись?», «В чём их значение?» и «Нужны ли они вообще?»
    Слово «значение» может иметь разный смысл, но в данном контексте оно обычно означает следующее: имеет ли учебный материал общественное значение или техническое применение? Не всегда смысл слова «значение» сводится именно к этому. До недавнего времени «имеющим значение» считалось всё, с чем непосредственно сталкивался студент в процессе обучения, но в настоящее время неотъемлемой частью преподавания дисциплин по рисунку и живописи у дизайнеров стало появление дополнительных возможностей в обучении спецрисунку и спецживописи, которые расширяют диапазон приобретаемых компетенций в контексте именно технического применения (в части художественных приёмов и техник изображения).
    Насколько оправдано такое положение в проектировании одежды?
    В настоящее время на производстве швейных изделий графические редакторы используются в основном на этапе технического проектирования (конфекционирование изделий, создание узоров, вышивок и фурнитуры), а также для проведения виртуальных презентаций коллекций и рекламы. К сожалению, складывается впечатление, что в большинстве своём то, что сегодня преподаётся на занятиях по академическому рисунку и живописи, «не имеет значения», поскольку выходит за пределы профессионального опыта студентов. Вряд ли стоит приобщать их к вполне конкретным «медицинским» знаниям из области строения человеческого скелета и мышц, когда, скажем, игнорируются такие области, как история графики моды или стилизм в моде.
    Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению дизайна последнего поколения позволил осуществить плавный «перевес» от общепрофессионального блока дисциплин к профилю, и наполнить полноценной нагрузкой учебные программы по проектной графике, её истории и живописно-графическим техникам [1]. Отказавшись от существенной части часов, посвящённых традиционным (академическим) методам обучения рисунку и живописи, преподаватели начали требовать, чтобы студенты открывали для себя изобразительный язык в рамках профессиональной графики самостоятельно. В результате на первый план вышел так называемый метод «открытий» , который, с одной стороны, предоставляет студенту полную свободу, с другой – не гарантирует осознанного и подготовленного результата, так как представляет собой лишённый твёрдой структуры и определённого содержания метод импровизации – обучения техникам и приёмам изображения «по воображению».
    Проявилась тенденция как можно полнее компенсировать прежние упущения в практической работе с натурой и тратить почти всё учебное время преподавателей по дисциплинам «Проектная графика», «Техника и технология живописно-графических материалов» и «Проектирование костюма» на индивидуальную работу с отдельными студентами при обсуждении самостоятельных практик. Несмотря на то, что данные «эксперименты» слишком индивидуальны и сложны, их результаты могут иметь большое значение для развития системы обучения в области профильного дизайна. Практические результаты в форме проектов могут быть использованы для того, чтобы помочь студентам провести свои собственные поиски и прийти к авторскому изобразительному языку.
    Содействуют ли этому навыки и умения, полученные на занятиях по рисунку и живописи?
    Целью курса «Академический рисунок» является развитие художественной культуры, объемно-пространственного мышления, формирование навыков изображения формы, пространства, окружающей среды и человека, с натуры и по воображению. Рисунок является изначальным средством выражения композиционного замысла, формирует логику пространственного мышления дизайнера, служит базовым инструментом выражения проектной идеи и художественного образа [2].
    Курс академического рисунка традиционно – один из основополагающих в системе подготовки дизайнеров по костюму. Принципы выявления структурной составляющей формы (предмета, детали, человеческой фигуры) способствуют развитию творческих способностей студентов, обучающихся по направлению дизайна, которое обусловлено спецификой профиля. В полной мере это относится к будущим дизайнерам по костюму, так как будущий модельер должен иметь достаточный уровень знаний изобразительной культуры, особенно в изображении человека, владеть техникой и технологией графических материалов при разработке проекта.

    Список использованной литературы

    1. ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата) (Приказ об утверждении Минобразования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № 1004).
    2. Ли Н. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2012. 479 с.: ил.
    3. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись 7-е изд., стер. М.: Высшая школа, 2007. 272 с.: ил.
    4. Холл У. Интегрированный курс естественнонаучных дисциплин. Журнал "Перспективы" // Вопросы образования. 1982. № 1-2. С. 106.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2