Основой сложившегося в настоящее время представления о понятии «конкуренция», как о состязании между производителями товаров, услуг, различными субъектами рынка с целью получения более высоких доходов, прибыли при соблюдении цивилизованной и легализованной формы борьбы за успешное экономическое позиционирование на рынке, выступают различные подходы к её определению в экономической литературе за длительный исторический период.
Так, поведенческий подход Адама Смита к трактованию дефиниции «конкуренция» выражался в том, что конкуренция рассматривалась как соперничество продавцов и покупателей на рынке за более выгодные условия продажи и покупки товаров. Согласно поведенческому подходу, повышенный спрос на товары вынуждает покупателей конкурировать друг с другом, а возросшая цена товаров делает их производство более привлекательным, что способствует росту числа новых продавцов товаров, услуг.
Поведенческий подход представителей неоклассического трактования понятия «конкуренция» заключается в их видении конкуренции как борьбы за ограниченные ресурсы, за средства потенциальных потребителей товаров, услуг, на которые можно увеличить размеры располагаемых ресурсов. В свою очередь, ограниченность имеющихся ресурсов не позволяет потенциальным потребителям удовлетворять свои потребности, что и определяет рост степени их вовлечённости в процесс конкурирования между собой.
Структурный подход к раскрытию сущностного представления о понятии «конкуренция» выражает конкуренцию сложившимся положением на рынке товаров, услуг с доминированием значительного числа конкурирующих независимых предприятий-продав-цов и покупателей, которые имеют возможность свободно позиционировать себя на рынке и покидать его.
В сущностно-структурном понимании конкуренции объектом конкретизации её определения выступает не процесс борьбы между субъектами хозяйствования, а условия на рынке, в которых она происходит. Важным при этом является не факт превосходства одного предприятия над другим, а степень его влияния на общий уровень цен на рынке. Если предприятие не способно повлиять на цену, то речь идёт о совершенной (идеальной, чистой) конкуренции, в противном случае – об одном из видов «несовершенной» конкуренции, в котором хозяйствующие субъекты частично или полностью могут контролировать цены на свою продукцию [4].
Структурный подход к определению понятия «конкуренция» отличается от классического тем, что во времена зарождения классической теории конкуренция на большинстве рынков носила совершенный характер. А соперничество хозяйствующих субъектов между собой рассматривалось в условиях, когда ни один из них не имел возможности существенного влияния на рынок.
В настоящее время на большинстве рынков конкуренция перестаёт носить совершенный характер. Поэтому возникает необходимость в разграничении понятий «конкуренция» и «соперничество». Термин «соперничество», на наш взгляд, следует относить к действительному поведению участников рынка, направленному на установление лидирующего (отличного от других) положения на рынке и использование его для характеристики видов деятельности предпринимателей, а не для качественной характеристики рынка.
Структурный подход к раскрытию термина «конкуренция» может быть использован для такой характеристики модели организации рынка, в которой:
● соперничество хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей, их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке и стимулируют производство тех товаров, которые востребованы потребителем;
● состязательность на рынке развивается в условиях отсутствия монополии;
● сопернические отношения между двумя или несколькими субъектами хозяйственной деятельности проявляются в виде стремления каждого из них обойти друг друга в достижении цели, получить более высокий экономический результат, оттеснить соперника;
● представлен вид честной экономической борьбы при наличии равных шансов у каждой из сторон состязания, когда верх одерживает более умелая, предприимчивая сторона;
● соперничество осуществляется между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров, услуг, за расширение занимаемого сегмента рынка, получение максимально возможной прибыли.
Функциональный подход к определению понятия «конкуренция» характеризует её как борьбу нового со старым, прогрессивного с устаревшим. В соответствии с функциональным подходом, предприниматель должен согласовывать свои виды предпринимательской деятельности с ростом инновационности производства, комбинируя ресурсы наиболее эффективными способами, отвечающими потребностям спроса.