Сущностные подходы к определению конкуренции и увеличению конкурентных преимуществ производителей продукции и услуг

Intrinsic Approaches to Defining Competition and Increasing Competitive Advantages of Producers of Goods and Services



П.А. Андреев
P.A. Andreyev
менеджер проекта ГК «Музейные технологии»
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • конкуренция
  • соперничество хозяйствующих субъектов
  • конкурентные преимущества
  • конкурентоспособность

Keywords:

  • competition
  • rivalry of business entities
  • competitive advantages
  • competitiveness

Раскрываются сущностные представления о поведенческом, структурном и функциональном подходах к определению понятия «конкуренция», исследуется возможность расширения состава конкурентных преимуществ предприятия в рамках его инновационного развития и экономического роста.

We look at the essence of behavioral, structural and functional approaches to defining "competition", research the possibility to expand the range of competitive advantages of an enterprise within its innovation development and economic growth.

Обзор статьи

Основой сложившегося в настоящее время представления о понятии «конкуренция», как о состязании между производителями товаров, услуг, различными субъектами рынка с целью получения более высоких доходов, прибыли при соблюдении цивилизованной и легализованной формы борьбы за успешное экономическое позиционирование на рынке, выступают различные подходы к её определению в экономической литературе за длительный исторический период.
Так, поведенческий подход Адама Смита к трактованию дефиниции «конкуренция» выражался в том, что конкуренция рассматривалась как соперничество продавцов и покупателей на рынке за более выгодные условия продажи и покупки товаров. Согласно поведенческому подходу, повышенный спрос на товары вынуждает покупателей конкурировать друг с другом, а возросшая цена товаров делает их производство более привлекательным, что способствует росту числа новых продавцов товаров, услуг.
Поведенческий подход представителей неоклассического трактования понятия «конкуренция» заключается в их видении конкуренции как борьбы за ограниченные ресурсы, за средства потенциальных потребителей товаров, услуг, на которые можно увеличить размеры располагаемых ресурсов. В свою очередь, ограниченность имеющихся ресурсов не позволяет потенциальным потребителям удовлетворять свои потребности, что и определяет рост степени их вовлечённости в процесс конкурирования между собой.
Структурный подход к раскрытию сущностного представления о понятии «конкуренция» выражает конкуренцию сложившимся положением на рынке товаров, услуг с доминированием значительного числа конкурирующих независимых предприятий-продав-цов и покупателей, которые имеют возможность свободно позиционировать себя на рынке и покидать его.
В сущностно-структурном понимании конкуренции объектом конкретизации её определения выступает не процесс борьбы между субъектами хозяйствования, а условия на рынке, в которых она происходит. Важным при этом является не факт превосходства одного предприятия над другим, а степень его влияния на общий уровень цен на рынке. Если предприятие не способно повлиять на цену, то речь идёт о совершенной (идеальной, чистой) конкуренции, в противном случае – об одном из видов «несовершенной» конкуренции, в котором хозяйствующие субъекты частично или полностью могут контролировать цены на свою продукцию [4].
Структурный подход к определению понятия «конкуренция» отличается от классического тем, что во времена зарождения классической теории конкуренция на большинстве рынков носила совершенный характер. А соперничество хозяйствующих субъектов между собой рассматривалось в условиях, когда ни один из них не имел возможности существенного влияния на рынок.
В настоящее время на большинстве рынков конкуренция перестаёт носить совершенный характер. Поэтому возникает необходимость в разграничении понятий «конкуренция» и «соперничество». Термин «соперничество», на наш взгляд, следует относить к действительному поведению участников рынка, направленному на установление лидирующего (отличного от других) положения на рынке и использование его для характеристики видов деятельности предпринимателей, а не для качественной характеристики рынка.
Структурный подход к раскрытию термина «конкуренция» может быть использован для такой характеристики модели организации рынка, в которой:
● соперничество хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей, их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке и стимулируют производство тех товаров, которые востребованы потребителем;
● состязательность на рынке развивается в условиях отсутствия монополии;
● сопернические отношения между двумя или несколькими субъектами хозяйственной деятельности проявляются в виде стремления каждого из них обойти друг друга в достижении цели, получить более высокий экономический результат, оттеснить соперника;
● представлен вид честной экономической борьбы при наличии равных шансов у каждой из сторон состязания, когда верх одерживает более умелая, предприимчивая сторона;
● соперничество осуществляется между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров, услуг, за расширение занимаемого сегмента рынка, получение максимально возможной прибыли.
Функциональный подход к определению понятия «конкуренция» характеризует её как борьбу нового со старым, прогрессивного с устаревшим. В соответствии с функциональным подходом, предприниматель должен согласовывать свои виды предпринимательской деятельности с ростом инновационности производства, комбинируя ресурсы наиболее эффективными способами, отвечающими потребностям спроса.

Список использованной литературы

1. Никифоров И.В. Разработка модели обеспечения конкурентоспособности гостиничного предприятия // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. № 3. С. 143–146.
2. Попова Е.В. Расчёт конкурентоспособности малых предприятий сферы сервиса при усилении информационной безопасности // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2012. № 3. С. 48–51.
3. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь его устойчивости. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
4. Шмуратко Н.С. Повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности предприятия при развитии нематериальных активов // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2013. № 4. С. 106–107.

РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2