Особенности измерения культурного капитала в современной России

Characteristics of Measuring Cultural Capital in Modern Russia



В.М. Лановая
V.M. Lanovaya
leralanovaia@mail.ru
магистрант НИУ «Высшая школа экономики»
candidate for a Master’s degree, Higher School of Economics
Москва
Moscow

Ключевые слова:

  • культурный капитал
  • культура
  • показатели измерения
  • социальное поведение
  • общество
  • Keywords:

  • cultural capital
  • culture
  • measure
  • social behavior
  • society
  • В статье анализируются существующие методы эмпирического измерения культурного капитала. В работе представлена трактовка основоположника данного понятия, а также учёных, продолживших его детальное изучение, выявлены достоинства и недостатки различных подходов к интерпретации культурного капитала. Также представлен авторский взгляд на показатели, по которым можно оценить исследуемый концепт. Через призму сравнения различных взглядов на сущность и компоненты культурного капитала автор пытается дать ответ на вопрос: по каким показателям можно его оценить? В заключении исследования представлены конкретные аспекты, на которых необходимо сконцентрировать внимание при работе с таким многогранным понятием, как культурный капитал.

    We analyze current methods of empirical measuring of cultural capital. We present its interpretation made by its founder as well as scientists who researched the notion in question in detail; advantages and disadvantages of various approaches to its interpretation are revealed. We also present our own vision of the measures used to assess cultural capital. By comparing different ideas of the essence and components of cultural capital, we try to distinguish the indicators for its assessment. Finally, we introduce certain aspects to pay attention when considering such a complex concept as cultural capital.

    Обзор статьи

    В современном мире наблюдается тенденция роста важности знаний и творческих способностей индивида. Эрудиция, ценностные установки, образованность – всё это может рассматриваться не только как характеристика трудового потенциала, но и как серьёзный экономический ресурс, способный приносить дивиденды своим обладателям.
    Человеческое развитие в той или иной мере происходит на протяжении всего жизненного пути. При этом формальные показатели квалификации имеют меньшую ценность для желающего стать обладателем уникального культурного капитала. Основное внимание субъекта концентрируется на реальном уровне развития личности. Наличие культурного капитала в той или иной мере открывает возможность реализации творческих сил с позитивным социально-экономическим эффектом. Соответственно, исследовательский вопрос является актуальным.
    На сегодняшний день существует множество операционализаций термина «культурный капитал», но нет единой точки зрения относительно показателей, которые необходимо использовать для его расчёта. Само словосочетание «культурный капитал», на первый взгляд, является результатом слияния двух противоречивых понятий: «культура» и «капитал». «Капитал» является ключевым словом и относится скорее к рыночной экономике. В то время как под «культурой» (по Фрейду) понимается совокупность всех достижений, отличающих жизнь людей от жизни животных и предков [8]. Культурный капитал происходит за пределами рыночной среды. Тем не менее он может быть превращён в статус и доход, которые, в свою очередь, будут его объективными измерителями.
    Автор данного понятия – французский социолог П. Бурдье впервые использует его, анализируя представителей элиты и их детей. По его мнению, термин «культурный капитал» обобщает все те преимущества, которые элиты в процессе воспитания передают своим детям. Подобный обмен расширяет возможности социальной мобильности [1]. У австралийского учёного Д. Тробси был несколько рыночный подход к этому феномену: кроме духовной составляющей, он выделял и материальную. По его мнению, к культурному капиталу можно отнести все явления культуры, имеющие стоимость [11]. Стоимость культурного капитала, в свою очередь, неразрывно связана с его носителем, то есть, изменив личность, можно изменить эту самую стоимость в большую или меньшую сторону. Современные учёные, трактуя культурный капитал, делают акцент на другом аспекте. Так, Лоуренс Харрисон в своей работе «Евреи, конфуцианцы и протестанты. Культурный капитал и конец мультикультурализма» рассматривает данное понятие несколько глобально. Центральное внимание в своей трактовке он уделяет целям, закреплённым во Всеобщей декларации прав человека ООН. Среди них: верховенство права, социальная справедливость, сокращение бедности. Культурный капитал общества, по его мнению, должен быть направлен именно на их достижение [9].

    Список использованной литературы

    1. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Социология политики. М., 1993. С. 47–48
    2. Бурдье П., Пассрон Ж. Воспроизводство: элементы теории системы образования / пер. с франц. Н.А. Шматко. М.: Просвещение, 2007. 267 с.
    3. Голиков А.С. Культурный капитал семьи как фактор культур капитализации современного украинского студенчества // Студенчество начала XXI века: ценностные ориентации и повседневные практики. Екатеринбург: УрФУ, 2012. С. 227–234.
    4. Жукова О.А. Избранные работы по философии культуры. Культурный капитал. Русская культура и социальные практики современной России. М.: Согласие, 2014. 536 с.
    5. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития М.: Новое издательство, 2011. 464 с.
    6. Подолько Е.О. Социальный капитал: элитная траектория // Идеи и идеалы. 2013. № 3(13).
    7. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. URL: http://www.ecsoc.msses.ru (дата обращения: 14.08.2019).
    8. Соловьёв Н.А. Культура по З. Фрейду // Царскосельские чтения. 2012. № XVI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-po-z-freydu (дата обращения: 14.08.2019).
    9. Харрисон Л. Евреи, конфуцианцы и протестанты: культурный капитал и конец мультикультурализма / пер. с англ. Ю. Кузнецова. М.: Мысль, 2014. 286 с. URL: http://liberal.ru/upload/files/Harrison_p1-51.pdf (дата обращения: 14.08.2019).
    10. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал ВШЭ. 2008. № 2.
    11. Юдин П.Е. Культурный капитал, культурное наследие и политическое управление. 2014. № 4 // Издательский дом «Хорс»: [сайт]. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/pep/2014-4/yudin.pdf (дата обращения: 16.08.2019).
    12. World Values Survey. URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp (дата обращения: 15.08.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2