Процесс профессионального становления личности в условиях современного общества

PROCESS OF PROFESSIONAL PERSONALITY FORMATION IN MODERN SOCIETY



В.И. Белов
V.I. Belov
office@loiro.ru
профессор кафедры профессионального образования ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», доктор педагогических наук
professor, the Department of Professional Education, Leningrad Regional Institute of Development of Education, Doctor of Pedagogics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • развитие личности
  • профессиональное образование
  • профессионализация личности
  • профессиональное становление
  • условия профессионального воспитания
  • этапы профессионального становления
  • Keywords:

  • personality development
  • professional education
  • professionalization of personality
  • professional formation
  • conditions for professional education
  • stages of professional formation
  • Рассматриваются актуальные для данного этапа развития российского общества вопросы профессионального становления личности молодого специалиста. Выявляются и дифференцируются факторы, определяющие условия профессионального воспитания молодых специалистов в контексте современных парадигм образования.

    We consider issues of professional formation of a young specialist relevant for the current stage of Russian society’s development. We reveal and differentiate factors defining the conditions for professional education of young specialists in the context of modern educational paradigms.

    Обзор статьи

    Российское общество за последние полтора десятилетия прошла два этапа своего развития. Первый этап, в основном 1990-е годы – преодоление макроэкономического кризиса, создание базовых экономических и политических институтов (частная собственность, денежная система, налогово-бюджетная система, федерализм). Второй этап, примерно 2000–2003 гг., – формирование основных рыночных экономических институтов (налоговое и земельное законодательство, законодательство о банкротстве, трансформация естественных монополий и др.). Основная цель этих этапов – воссоздание современной структуры общества, ликвидация социалистических отношений.
    Современный, третий этап связан с формированием эффективной системы развития человека, которая является актуальной и для всех развитых стран мира [2]. Для этого этапа характерно осуществление структурных реформ в образовании, т.к. происходят коренные преобразования всей социально-экономической сферы, которые изменили весь образовательный процесс.
    Возможно предположить, что данный этап развития нашего общества имеет продолжение и в настоящее время.
    Развитие современного образования связано с формированием его новой парадигмы – гуманистической, личностно ориентированной, культуросообразной, обусловленной вступлением России в образовательное пространство Европы – от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь».
    Профессиональное становление как форма личностного становления человека, определяет не только и не столько совершенствование трудовых, профессиональных навыков, но и самосовершенствование личности профессионала, развитие её профессиональной культуры. Процесс профессионального становления и развития личности понимается нами как процесс непрерывный, состоящий из диалектически связанных содержательно-временных этапов, что отражает системный подход в профессиональном образовании.
    Изменение условий формирования личности, произошедшее за последние десять – пятнадцать лет не вызывает сомнений практически у всех исследователей, занимающихся проблемами теоретической и практической педагогики. Основные споры сосредоточены в области выявления объективных факторов, существенно определяющих условия воспитания и, в частности, профессионального воспитания молодого специалиста.
    В аспекте профессионального образования особый интерес представляет не только выявление, но и дифференциация этих факторов по степени их влияния на различных ступенях образовательного и воспитательного процессов.
    Определено, что изменения социально-экономических условий, происходящих в нашем обществе, в своей содержательной сути определяются изменением форм собственности, изменением отношения к собственности, что в конечном итоге влияет на процесс профессионального образования, его содержание, методы и формы, цели и задачи, конечный результат.
    В условиях рыночной экономики работник оказывается подвластным колебаниям спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда. В ситуации жесткой рыночной конкуренции современный работник должен найти спрос на свою рабочую силу, выдержать конкуренцию на рынке труда. Как отмечают Ю.Г. Кузнецов и А.А. Толмачев [3], основными факторами, влияющими на успешное трудоустройство работника, являются:
    - приспособление работника к изменяющимся условиям производства;
    - профессиональная подвижность, готовность работника при необходимости изменить свою профессию в соответствии с требованиями современного рынка труда, иметь в своей «профессиональной копилке» несколько специальностей и производственных компетентностей.
    Следует подчеркнуть, что профессиональная сформированность проверяется, в конечном счете, на практике, в сфере материального или нематериального производства, где каждый молодой человек естественно выступает в роли носителя одной из функций собственности. От того, насколько он воспринял в процессе профессионального воспитания особенность той или иной функции, каковы права и ответственность субъектов каждой из этих функций, зависит его успешная или неудачная включенность в производственный процесс. Это оказывает существенное и большей частью негативное, деструктивное воздействие на:
    - систему профессионального образования, где и происходит непосредственное профессиональное становление молодого профессионала;
    - психологическую ценность формирующейся личности, развитие нравственных, гуманистических начал.
    Коренные социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, развивающиеся рыночные отношения требуют формирования новой личности профессионала.
    Профессиональная личность [3. С. 10] есть психологический итог развития личности в профессии, результат целенаправленного, сознательного совершенствования и специализации ее психических функций; интегральное системное свойство личности, которое включает в себя следующие элементы:
    - профессиональные способности, т.е. особые физиологические предпосылки, чувствительность к способу профессиональной жизнедеятельности;
    - профессиональную компетентность, т.е. осознание личностью своей профессии;
    - профессиональную умелость, т.е. систему общих и специальных профессиональных умений.
    Профессионально зрелая личность – это личность, которая [3]:
    - обладает природно обусловленными, индивидуально-психологическими средствами активного взаимодействия с профессиональным миром (имеет выявленные и закрепленные профессиональные способности);
    - осознает средства профессионального труда – орудия труда, материалы, себя как работника (обладает профессиональной компетентностью); может активно использовать средства профессионального труда (обладает профессиональной умелостью).

    Список использованной литературы

    1. Блинов В.И., Сергеев И.С. [и др.]. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования / Федеральный институт развития образования. М.: Перо, 2014. 38 с.
    2. Гайдар Е. Долгое время. М.: Дело, 2005.
    3. Кузнецов Ю.Г., Толмачев А.А. Психология формирования основ профессиональной зрелости у учащихся профтехучилищ: метод. пособие. М.: Высшая школа, 1999.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2