Оценка качества профессиональной подготовки специалистов

ASSESSMENT OF QUALITY OF SPECIALISTS’ PROFESSIONAL TRAINING



В.П. Топоровский
V.P. Toporovsky
office@loiro.ru
зав. кафедрой профессионального образования, декан ФПО ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», доктор педагогических наук, профессор
Head of the Department of Professional Education, Dean of Leningrad Regional Institute of Development of Education, Doctor of Pedagogics, professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • профессиональное образование
  • качество подготовки специалистов
  • педагогический труд
  • требования к качеству
  • оценка качества образования
  • модели оценки
  • Keywords:

  • professional education
  • quality of specialists’ training
  • pedagogical work
  • quality requirements
  • assessment of quality of education
  • assessment models
  • Анализируются проблемы оценки результатов педагогического труда и качества профессиональной подготовки специалистов. Выявляются и обосновываются модели оценки качества профессионального образования.

    We analyze the problems of assessing the results of pedagogical work and quality of specialists’ training. Models of assessing the quality of professional education are distinguished and substantiated.

    Обзор статьи

    Анализ деятельности организаций профессионального образования по подготовке компетентных и конкурентоспособных кадров, по повышению качества данной работы показывает, что нередко в практической деятельности педагогические работники сталкиваются с необходимостью разрешения противоречий между:
     повышающимися требованиями к качеству подготовки специалистов и недостатком основных ресурсов для такой деятельности;
     выделением основных путей повышения эффективности и качества профессионального образования и недостаточной подготовленностью педагогических работников и партнеров к их воплощению;
     необходимостью применения эффективных педагогических технологий в организации образовательного процесса и отсутствием конкретных механизмов, позволяющих осуществить перемены в профессиональном образовании на разных уровнях, а также недостаточной разработанностью системы оценки качества [7].
    Разрешение данных противоречий вызвало изменение образовательной парадигмы, появление и развитие новых форм, технологий и моделей профессиональной подготовки специалистов. В связи с этим в образовательной деятельности широко стали применяться эффективные педагогические технологии, появились многопрофильные учебные заведения, технопарки, бизнес-инкубаторы, молодежные биржи труда, комплексы, ресурсные центры, кластеры и другие структуры. Эти структуры созданы и действуют в разнообразных формах на основе интеграции. Среди них структурные подразделения образовательных учреждений, объединений учреждений разного уровня; организации в форме некоммерческого партнерства, либо на договорной основе без организационно-правового оформления.
    Сегодня имеется достаточно обширная и диверсифицированная практика создания и успешной деятельности ресурсных центров по подготовке рабочих кадров и специалистов в регионах России. Так, в Ленинградской области при учреждениях СПО созданы и действуют 11 отраслевых ресурсных центров по различным направлениям, два ресурсных центра по наставничеству, три многопрофильных центра прикладных квалификаций.
    Наряду с подготовкой специалистов в организациях профессионального образования в последние годы активизировались, возобновились формы корпоративного обучения и подготовки кадров в учебных центрах, отделах предприятий и организаций. В связи с этим для повышения эффективности и качества результатов функционирования и развития организаций профессионального образования важно грамотно, системно и своевременно оценивать процессы и результаты образовательной деятельности.
    Оценка, являющаяся итогом мониторинга, опроса, рецензирования, анкетирования и контроля, если она объективная и гласная, побуждает работников образования работать более эффективно и результативно, вызывает и формирует чувство ответственности, стимулирует инициативу, служит юридической основой для поощрения и награждения, для корректировки и регулирования процессов обучения.
    Кроме того, оценка считается стимулятором деятельности субъектов в учении и труде. Она дисциплинирует и информирует обучающихся, учителей, родителей, руководителей о состоянии образовательного и управленческого процессов. Оценка служит инструментарием, критериальной характеристикой анализа как функции организации и управления. С помощью оценки можно получить представление о результатах педагогического труда, образовательного процесса, деятельности субъектов всей образовательной организации.
    Отметим, что педагогический труд отличается сложностью и многогранностью и часто не поддается обычному учету и нормированию, так как в области педагогического труда практически невозможно сразу получить отдачу и результат [9]. Часто качественные и количественные результаты педагогического труда отодвигаются во времени, имеют кумулятивный характер, проявляются в последовательном суммировании промежуточных результатов и при грамотном анализе помогают оценить его эффективность и качество.
    В связи с этим систематический, грамотный анализ результатов педагогической деятельности на основе объективной оценки деятельности субъектов образовательного процесса является условием повышения эффективности профессионального образования, важнейшим фактором формирования необходимых компетентностей будущих специалистов, свойств личности конкурентоспособных выпускников.
    Качество профессиональной подготовки специалистов рассматривается в науке в разных смысловых аспектах. Наиболее точно отражает суть понятия «качество» В.П. Панасюк. «Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов, состояния здоровья детей, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [5. С. 23].
    Рассматривая управление качеством образования, выделим следующие основные определения данного понятия: педагогическая система (В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник и др.), система менеджмента (Э. Суванова, Ян Райсбек и др.), механизм организации образовательного процесса на основе оценки его результатов (П.И. Третьяков, Е.Г. Мартынов и др.). Отметим, что для управления качеством образования, для повышения его эффективности важно иметь модель на основе системы его оценки. Модели оценки качества образования разных уровней и отраслей отличаются, как правило, компонентами, связями, принципами и другими составляющими, зависящими от субъектов и объектов управления, логики построения образовательного процесса, целевых установок, уровня и отрасли.

    Список использованной литературы

    1. Беляева А.П. Интегративная методология и политеория профессиональной подготовки // Профессионально-педагогические теории и их реализация в условиях модернизации образования: материалы научно-практич. конференции. СПб., 2004. С. 3–8.
    2. Жилина А.И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководителя). СПб.: Изд-во ИОВ РАО, 2002. 228 с.
    3. Мониторинг качества профессионального обучения / под ред. Е.П. Веретенниковой и др. СПб.: Полиграф-С, 2004. 146 с.
    4. Никулина И.Л. Педагогические условия управления качеством профессиональной подготовки студентов колледжа: автореф. дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 23 с.
    5. Панасюк В.П. Рекомендации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования Ленинградской области: учеб.-методич. пособие. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2011. 122 с.
    6. Панасюк В.П. [и др.]. Региональная система оценки качества образования: опыт проектирования и применения. СПб.: Астерион, 2007. 182 с.
    7. Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие школьника. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2003. 139 с.
    8. Топоровский В.П. Аналитическая компетентность педагога: технология развития, педагогический анализ, методы и формы оценки: учеб.-метод. пособие. М.: Планета, 2011. 176 с. (Управление школой).
    9. Топоровский В.П. Проблемы совершенствования аналитико-оценочной деятельности педагогических работников // Человек и образование. 2011. № 1. С. 52–56.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2