Анализ эффективности функционирования территорий опережающего социально- экономического развития в экономике регионов РФ

ANALYSIS OF EFFICIENCY OF TERRITORIES OF PRIORITY SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT IN REGIONAL ECONOMY IN RUSSIAN FEDERATION



Л.А. Селиванова
Г.А. Коломенский
Н.В. Васильева
L.A. Selivanova
G.A. Kolomenskiy
N.V. Vasilyeva
nac-ek@mail.ru
gakol@rambler.ru
smirnovanv79@mail.ru
зав. кафедрой национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
старший преподаватель кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат физико-математических наук
доцент кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
Head of the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics, senior researcher
senior teacher, the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Physics and Mathematics
senior lecturer, the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
г. Гатчина
г. Гатчина
г. Гатчина
Gatchina
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • территории опережающего социально-экономического развития
  • государственно-частное партнерство
  • эффекты
  • методы оценки эффективности
  • ресурсы региона
  • Keywords:

  • territories of priority socio-economic development
  • state-private partnership
  • effects
  • methods of assessing effectiveness
  • regional resources
  • В статье рассматриваются особенности формирования и эффективного функционирования территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Обосновывается необходимость оценки эффективности ТОСЭР в рамках каждого конкретного территориального образования (региона). Предлагаются меры по повышению эффективности ТОСЭР в экономике регионов.

    We consider characteristics of development and effective performance of territories of priority socio-economic development. The need to assess the effectiveness of the territories in question within each specific region is substantiated. We suggest measures to improve the effectiveness of territories of priority socio-economic development in regional economy.

    Обзор статьи

    Территория опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР) – это, прежде всего, специальный инструмент развития территории, своего рода аналог особой экономической зоны.
    Эффективность ТОСЭР в экономике региона основывается на синергии социального, экономического, экологического эффектов при опережающем потребности населения и запросы рынка технологическом развитии (см. рисунок).

    Необходимость оценки эффективности ТОСЭР в рамках конкретного территориального образования (региона) обусловлена, является прежде всего, продолжать тем, что именно в пределах собственной территориального образования продолжать формируется внутренняя обработки и внешняя среда ТОСЭР, в пределах территориального образования концентрируются процессы предпринимательской деятельности (производство, логистика и т.п.), предпринимательство опирается, в первую очередь, на экономические ресурсы, экологические ресурсы модели и ограничения, социальные нормы и интересы той территории, где осуществляется деятельность ТОСЭР.
    Базу для оценки эффективности любого территориального образования вырабатывает мониторинг показателей, которые описывают исходное состояние, процесс и результаты развития рассматриваемого территориального схеме образования.
    Методы оценки рассматриваются и отбираются согласно критериям возможности использования формализованных процедур. В связи с этим в качестве методов оценки эффективности ТОСЭР могут использоваться методы, основанные на теоретических подходах, использующих методологию сравнительных преимуществ, равновесия и факторов производства и др. Они могут применяться к организациям и отраслям экономики, функционированию бюджетной сферы.
    Оценка эффективности ТОСЭР в экономике региона отталкивается от определения наличия ТОСЭР в данном территориальном образовании. Далее должны определяться нижеследующие качественные и количественные параметры.
    1. Инициатива формирования ТОСЭР исходит:
    а) от органов государственной власти (муниципалитетов);
    б) от предпринимательских структур – территориальная самоорганизация предпринимательства (рыночный механизм);
    в) при взаимодействии предпринимательских структур и органов государственной власти, что обусловлено высокой организационной культурой данного региона (механизм ГЧП).
    Исходя из определения стейкхолдеров ТОСЭР в регионе (органы государственной власти/органы местного самоуправления – бизнес – население), можно выделить следующие группы оценок:
    а) оценка регулирующего и фактического воздействия принимаемых органами власти решений на региональном и местном уровне в отношении ТОСЭР, которые отражаются в следующих документах:
    - стратегии социально-экономического развития субъекта РФ и соответствующих муниципальных образований с комплексом мероприятий по их реализации;
    - документы территориального планирования субъекта РФ и соответствующих муниципальных образований с комплексом мероприятий по их реализации;
    б) оценка эффективности государственных и муниципальных программ в части, касающейся ТОСЭР.
    Порядок проведения этих видов оценок закреплен решениями федеральных, региональных и местных органов власти.
    2. Оценка факторов формирования и развития ТОСЭР в экономике региона.
    На базе данной оценки возможно построение факторной модели формирования и развития ТОСЭР, предполагающей не только анализ позитивных и негативных факторов, но и синтез факторов, обусловливающих динамику развития ТОСЭР для достижения целевых показателей на базе ценностных ориентиров ТОСЭР и региона.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. 5 января. № 1 (часть I). Ст. 26.
    2. Иванкина М.С. Теоретические и методические основы эффективности функционирования промышленных предприятий в особых экономических зонах: автореф. дис. … к.э.н. Самара, 2016. С. 222.
    3. Морозов В.В. Инвестиционные основы и механизм устойчивого развития регионов // Экономика региона. 2017. № 2. С. 120–136.
    4. Павлов П.В. Особые экономические зоны как институциональные инструменты включения России в глобализирующееся мировое хозяйство. Ростов/н/Д: Изд-во РГУ, 2016.
    5. Яковлев А. Российская корпорация и региональные власти: модели взаимоотношений и их эволюция // Вопросы экономики. 2016. № 1. С. 124.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2