Инновационные подходы в профессиональном самоопределении обучающихся

INNOVATION APPROACHES IN VOCATIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS



З.В. Ехропова
С.И. Епифанцева
Г.Н. Гусева
Z.V. Ekhropova
S.I. Epifantseva
G.N. Guseva
frpo@loiro.ru
frpo@loiro.ru
frpo@loiro.ru
заместитель директора по УВ ГБОУ СПО ЛО «Техникум водного транспорта»
заместитель директора по УПР ГБОУ СПО ЛО «Техникум водного транспорта»
преподаватель ГБОУ СПО ЛО «Техникум водного транспорта»
director deputy, College of Water Transport
director deputy, College of Water Transport
teacher, College of Water Transport
г. Шлиссельбург
г. Шлиссельбург
г. Шлиссельбург
Shlisselburg
Shlisselburg
Shlisselburg

Ключевые слова:

  • среднее профессиональное образование
  • молодежь
  • социальная значимость
  • система профессионального образования
  • договор о сотрудничестве
  • производственная плавательная практика
  • Keywords:

  • secondary vocational education
  • youth
  • social importance
  • the system of professional education
  • cooperation agreement
  • sailing training
  • В статье рассматриваются инновационные подходы к разрешению вопросов, связанных с профессиональным самоопределением обучающихся на примере деятельности ГБПОУ ЛО «Техникум водного транспорта» г. Шлиссельбурга Ленинградской области. Показана совместная деятельность техникума и факультета профессионального образования ЛОИРО по выбору путей и механизмов в профессиональной работе с обучающимися.

    We consider innovation approaches to solving problems related to vocational self-determination of students by the example of College of Water Transport in Shlisselburg, Leningrad region. We demonstrate the joint activity of the College and the Faculty of Vocational Education of Leningrad Regional Institute of Development of Education concerning the choice of ways and mechanisms in professional work with students.

    Обзор статьи

    В связи с реализацией Стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации при возрастании потребностей регионов в определенных специалистах, отвечающих требованиям регионального рынка труда, профессиональная ориентация молодежи как часть всестороннего и гармоничного развития личности приобретает огромное значение. В этой связи особенно актуальным является поиск эффективных путей построения системы профессионально-ориентационной работы, отвечающей интересам развития личности молодого человека и интересам общества в целом.
    Проблема заключается в том, что формирующаяся средствами массовой информации потребительская психология современной молодежи ведет к падению престижа профессий, связанных с производством. В этом контексте рассматриваемые вопросы особенно актуальны. Необходимо отметить, что организация профессионально-ориентационной работы для учреждений среднего профессионального образования еще более актуальна, чем для школы, так как она представляет собой попытку напрямую повлиять на выбор школьника и встретить в техникуме мотивированного абитуриента.
    Вопросам, связанным с рассматриваемой проблемой, посвящены исследования многих ученых. Однако несмотря на большое количество исследований, проблемы профессионального самоопределения личности по-прежнему остаются актуальными и требуют корректировки в соответствии со стремительно меняющейся окружающей действительностью.
    Поэтому приоритеты ее решения находят отражение в нормативных документах. В частности, направленность профессионально ориентированной работы выделена в Государственной программе развития образования на 2013–2020 годы. В программе отмечена необходимость принятия комплексных мер по адаптации молодых людей в современных социально-экономических условиях. Законодательно-нормативной базой профессиональной ориентации на сегодняшний день являются Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года, Закон РФ «Об образовании», а также Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.
    В связи с важностью вопросов, связанных с профессиональной ориентацией молодежи, в последнее время в дополнение к традиционным методам в отечественной педагогике стали разрабатываться и внедряться инновационные методы совершенствования профессионального самоопределения обучающихся. Основное отличие такой деятельности от традиционных методов состоит в том, что старшеклассник в этом случае из объекта становится субъектом профессионального самоопределения. Ибо такая деятельность направлена, прежде всего, на стимулирование действий подростка по активизации и мотивации решения вопросов, связанных с перспективами личностного и профессионального самоопределения.
    Понимая важность субъективного фактора в выборе профессии, коллектив ГБОУ СПО ЛО «Техникум водного транспорта» г. Шлиссельбурга создает условия, направленные на осознание обучающимися способностей и возможностей, на осмысление образа профессиональной деятельности. В связи с этим в соответствии с требованиями времени в техникуме создан виртуальный кабинет профессиональной ориентации.
    В 2017 году Центром профессиональной ориентации (рук. О.Ф. Пахомова, канд. пед. наук), Факультетом профессионального образования ЛОИРО был организован областной конкурс виртуальных кабинетов профессиональной ориентации. Главная цель конкурса – обмен опытом между образовательными организациями Ленинградской области по данной проблематике. Коллектив техникума занял второе место среди организаций СПО, что показывает эффективность его деятельности.
    На базе техникума для школьников реализуются не только элективные курсы, но и подготовка по специальности «Повар», а с сентября 2017 года начнет свою деятельность «Школа самоопределения» для восьмиклассников, призванная сориентировать их на специальности, востребованные в регионе. Доброй традицией в техникуме стали конференции, проводимые студентами совместно со школьниками. Основным постулатом профессионального самоопределения студентов является «Образование – через всю жизнь».

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2010. 303 с.
    4. Богатырева О.О. Психологические предпосылки карьерного роста // Вопросы психологии. 2012. № 3. С. 92–98.
    5. Богатырева О.О. Личностные факторы профессиональной самореализации: дис. … канд. психол. наук. М., 2013.
    6. Чумакова Ю.О. Модернизация среднего профессионального образования: социально-философский анализ // Среднее профессиональное образование. 2014. № 12.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2