Деятельность образовательно- производственного кластера на основе применения технологии дуальной системы обучения

ACTIVITY OF EDUCATIONAL-PRODUCTION CLUSTER BASED ON DUAL TRAINING SYSTEM TECHNOLOGY



А.А. Моштаков
A.A. Moshtakov
frpo@loiro.ru
доцент кафедры профессионального образования Ленинградского областного института развития образования, кандидат педагогических наук
senior lecturer, the Department of Professional Education, Leningrad Regional Institute of Development of Education, PhD in Pedagogics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • технология
  • дуальная система обучения
  • образовательно-производственный кластер
  • интеграция
  • социальное партнерство
  • Keywords:

  • technology
  • dual system of training
  • educational and production cluster
  • integration
  • social partnership
  • В статье рассматривается технология обучения в дуальной системе подготовки специалистов, где основным составляющим компонентом структуры является образовательно-производственный кластер как форма эффективного сотрудничества профессиональных образовательных организаций и работодателей.

    We consider the educational technology in the dual system of training specialists, where the key component of the structure is educational-production cluster as a form of effective cooperation between professional educational organizations and employers.

    Обзор статьи

    Применение интеграционных отношений на основе образовательно-производственных кластеров обусловило необходимость совершенствования связей социальных партнеров в профессиональном образовании, что позволяет конструктивно подойти к вопросу подготовки конкурентоспособных, востребованных и квалифицированных кадров как для регионального, так и для федерального рынка труда.
    Сегодня профессиональное образование поддерживается государством и является важнейшей сферой социальной политики. Правительство России утвердило комплекс мер по поддержке и развитию организаций среднего профессионального образования и включило эти организации в приоритетный национальный проект. Согласно Государственной программе развития образования на 2013–2020 гг. одной из основных задач модернизации системы профессионального образования в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграции в мировое образовательное пространство является обновление его структуры и содержания [1].
    В целях выявления мнения работодателей о системе профессионального образования по заказу Минобрнауки России в 2016 году проводился мониторинг экономики образования, в рамках которого осуществлялся опрос предприятий шести основных секторов экономики: промышленности, строительства, транспорта, связи, торговли и сферы деловых услуг. Основные результаты мониторинга следующие: только четверть компаний нанимают выпускников среднего профессионального образования (СПО); профессиональная подготовка выпускников оценивается руководителями предприятий на уровне 3,7 баллов. В качестве одной из причин несоответствия качества подготовки в ПОО требованиям компаний называлось отсутствие практических навыков и опыта у выпускников; не более 36% компаний сотрудничали за последний год с ПОО.
    Проведенное исследование в системе профессионального образования (ПО) Ленинградской области на этапе развития дуальной системы подготовки специалистов в образовательно-производственном кластере дало возможность рассмотреть существенные формы сотрудничества между представителями предприятий (организаций) и организациями системы ПО Ленинградской области.
    Анализ результатов исследования показывает более востребованные формы сотрудничества – «проведение практик» (97,9%); – «подготовка рабочих и специалистов по программам профессионального образования на основе заключения договоров с образовательными организациями» (74,5%); – «участие в итоговой государственной аттестации выпускников» (63,8%); – «участие в профориентационной работе» (40,4%).
    Менее востребованными формами сотрудничества оказались: «гранты и стипендии обучающимся ПОО» (4,3%); «совместный выпуск товарной продукции в организации как компонент практического обучения и трудового воспитания» (6,4%); «совместный выпуск товарной продукции на базе образовательной организации как компонент практического обучения и трудового воспитания» (0%); «целевое финансирование» (2,1%); «участие в работе попечительского (наблюдательного) совета образовательной организации» (8,5%); «совместное внедрение совместных производственных технологий в образовательный процесс» (8,5%) [2].
    Анализ результатов показывает, что одной из наиболее эффективных форм взаимодействия является практика, которой работодатель уделяет пристальное внимание. В частности, на предприятиях (в организациях) проводятся мероприятия, обеспечивающие успешное прохождение практик, что повышает интерес обучающихся к будущей профессии.
    Основной целью исследования являлось создание интеграционных отношений, обеспечивающих оценку эффективности и оптимизацию сети образовательно-производственных кластеров в условиях реальной кластерной модели как одной из форм дуальной системы подготовки специалистов, что обеспечивает:
    ● оценку эффективности профессиональных образовательных организаций;
    ● формирование оптимального соотношения образовательных организаций, входящих в кластерные группы региональной системы профессионального образования;
    ● доступность, наполняемость, трудоустройство выпускников, конкурентоспособность и инновационность;
    ● повышение качества образовательных услуг путем устранения дублирующих образовательных программ;
    ● прекращение предоставления различными учреждениями аналогичных видов услуг и перераспределения ресурсов сети образовательных организаций [3].
    В качестве ведущих принципов, учитываемых при создании деятельности образовательно-производственного кластера, выступают:
    1. Комплексность кадрового потенциала. Образовательно-производственные кластеры создаются для комплексного кадрового обеспечения развития перспективных инновационных кластеров, зон опережающего развития, реализации программ и проектов.
    2. Интегративность. Потенциал образовательно-производственного кластера определяется функционированием в комплексе базовых школ, учреждений среднего профессионального образования, вузов, предприятий региона, научных организаций, элементов инновационной инфраструктуры.
    3. Социальная направленность. Создание образовательных кластеров открывает перспективы в решении ряда социальных задач: занятости населения, закрепления выпускников на территориях, трудоустройства.
    4. Содействие предпринимательству, малому и среднему бизнесу. Создание современных учебно-производственных структур, сетевых компонентов, оказание содействия ускоренного развитию малого и среднего бизнеса.

    Список использованной литературы

    1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Материалы проведения мониторинговых исследований в системе профессионального образования Ленинградской области (реализация государственной программы «Современное образование Ленинградской области на 2016 финансовый год») / под ред. В.П. Топоровского. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2016. 196 с.
    3. Моштаков А.А. Интеграционные системы профессионального образования // Человек и образование. 2017. № 1. С. 94–98.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2