Комплексная оценка физического развития девочек школьного возраста г. Санкт-Петербурга

COMPLEX ASSESSMENT OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOL AGE GIRLS IN ST. PETERSBURG



В.Л. Грицинская
Г.Н. Светличная
V.L. Gritsinskaya
G.N. Svetlichnaya
tryfive@mail.ru
gnsvet@gmail.com
ведущий научный сотрудник НИЛ детской эндокринологии, профессор кафедры детских болезней ФГБУ «Национальный медицинский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России, доктор медицинских наук
профессор кафедры управления социальными и экономическими процессами, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор медицинских наук
leading researcher, Scientific Laboratory of Pediatric Endocrinology, professor, the Department of Children Diseases, V. Almazov North-West Federal Centre of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Doctor of Medicine
professor, the Department of Management of Social and Economic Processes, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Medicine
г. Санкт-Петербург
г. Гатчина
St. Petersburg
Gatchina

Ключевые слова:

  • здоровье
  • физическое развитие
  • дети
  • девочки-школьницы
  • белково-энергетическая недостаточность питания
  • пубертатный скачок роста
  • соматометрические показатели
  • здоровьесберегающее образование школьников
  • Keywords:

  • health
  • physical development
  • children
  • schoolgirls
  • protein-calorie deficiency
  • pubertal growth spurt
  • somatometry figures
  • health saving education of schoolchildren
  • В статье представлены результаты изучения показателей роста и развития 2982 девочек в возрасте от 7 до 17-ти лет – учениц образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга. Оценка уровня и гармоничности физического развития проведена в соответствии с нормативами ВОЗ («WHO Growth Reference 2007»).
    Установлена асимметрия показателей длины тела со значительным представительством школьниц с ростом выше среднего. У обследованных девочек выявлен высокий уровень дисгармоничных вариантов физического развития, обусловленных избыточной массой тела и ожирением.
    Обоснована необходимость расширения внедрения образовательных программ по формированию здорового образа жизни, особенно по вопросам рационального питания и повышения двигательной активности подрастающего поколения.

    We present the results of the study of growth and development of 2982 girls aged 7 to 17 from educational institutions of St. Petersburg. The level and harmonicity of physical development were assessed in accordance with WHO standards («WHO Growth Reference 2007»).
    We observe the asymmetry of the body length in schoolgirls of the above average height. The girls studied have a high degree of disharmonious physical development caused by overweight and obesity.
    We prove the need to boost the introduction of educational programs concerning healthy lifestyle development as far as balanced diet and higher physical activity of the rising generation are concerned.

    Обзор статьи

    Одним из ведущих маркеров уровня социально-экономического развития государства является состояние здоровья его населения, характеризующее уровень качества жизни [1; 9]. Учитывая сложную демографическую ситуацию в стране, состояние репродуктивного здоровья женщин фертильного возраста, особую актуальность приобретает мониторинг роста и развития девочек и девушек [8]. К наиболее доступным и объективным показателям здоровья относится комплексная оценка роста и развития детей, рассмотренная в онтогенезе; именно такой подход отражает потенциальные возможности организма. Уровень физического развития (далее – ФР) детей – важный результирующий показатель влияния факторов окружающей среды, образа жизни и образовательных технологий на их здоровье [2; 7; 13]. Простота и доступность методoв оценки ФР подрастающего поколения, высокая информативность получаемых данных придаёт соматометрическим показателям значение объективного критерия физического и репродуктивного благополучия. В отечественной и зарубежной практике используют определение нормального ФР и групп отклонений ФР на основании двух показателей: длины тела (ДТ) и массо-ростового индекса Кeтле2 (body mass index – BMI) [16; 19; 21]. Результаты исследований, проведённых в различных регионах России, свидетельствуют о значительной распространённости дисгармоничных вариантов ФР у детей и подростков [3; 4; 5; 6; 11; 12; 15; 17; 20]. Однако данных о ФР девочек школьного возраста г. Санкт-Петербурга в доступной литературе недостаточно, что послужило предпосылкой для проведения нашего исследования.
    Материал и методы
    Методом случайной выборки в различных районах г. Санкт-Петербурга проведено обследование 2982 школьниц в возрасте от 7 до 17-ти лет. Обследование девочек проводилось в начале учебного года и включало соматометрию (измерение длины и массы тела) и оценку уровня и гармоничности физического развития в соответствии с нормативами ВОЗ – «WHO Growth Reference 2007» [21]. Исследование проводилось с соблюдением этических норм на основе принципа добровольности, оформленного в виде письменного информированного согласия законных представителей учащихся.
    Оценка уровня ФР школьниц проведена путём сравнительного анализа показателей длины тела девочек с возрастными нормативами. В зависимости от числа стандартных отклонений (SD), отличающих значение ДТ школьниц от медианы (Ме) возрастно-половой шкалы, выделены следующие варианты ФР: «среднее» (СФР; Ме±1SD); «выше среднего» (ВСФР; Ме+1,1SD и более); «ниже среднего» (НСФР; Ме-1SD и менее).
    Гармоничность соотношения длины и массы тела оценивалась с помощью массо-ростового индекса Кeтле2 (body mass index – BMI), значение которого определялось путем деления массы тела (кг) на квадрат длины тела (м2). В зависимости от соответствия значения BMI нормативам центильной шкалы выделены следующие варианты ФР: гармоничное (ГФР; 15–85 центили), дисгармоничное за счет дефицита массы тела (ДМТ; менее 15-го центиля), дисгармоничное за счет избыточной массы тела (ИзМТ; более 85-го центиля). Среди школьниц с ИзМТ дополнительно выделяли группу девочек с показателями BMI выше 95-го цeнтиля (по версии ВОЗ у таких детей необходимо верифицировать ожирение).
    Статистическая обработка материала исследования выполнена методами вариационной статистики с помощью прикладных программ «STATISTICA v.10.0 © STATSOFT, USA». Анализ статистической значимости различий показателей проведен с помощью критерия χ2 Пирсона (с поправкой Йейтса). Различия результатов считались статистически значимыми при p< 0,05.
    Результаты исследования и обсуждение
    Общeпризнанно, что наиболее жёстко генетически детeминированным параметром ФР является абсолютное значение общей длины тела (ДТ); как правило, все остальные соматометрические показатели оцениваются по их отношению к ДТ. Характеристика физического развития обследованных школьниц в зависимости от соответствия ДТ возрастным нормативам представлена на рис. 1.

    Список использованной литературы

    1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. Значение здоровья подростков в формировании их гармоничного развития // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 6. С. 58–62.
    2. Гаврюшин М.Ю., Березин И.И., Сазонова О.В. Антропометрические особенности физического развития школьников современного мегаполиса // Казанский медицинский журнал. 2016. Т. 97. № 4. С. 629–633.
    3. Гладкая В.С., Грицинская В.Л. Характеристика физического развития девочек-подростков коренного и пришлого населения Республики Хакасия // Мать и дитя в Кузбассе. 2015. № 3. С. 27–30.
    4. Грицинская В.Л., Сенди С.С. Особенности физического развития и питания школьников Республики Тыва // Вопросы детской диетологии. 2012. Т. 10. № 1. С. 6–8.
    5. Грицинская В.Л. Характеристика физического развития и питания школьников городского и сельского населения Красноярского края // Вопросы детской диетологии. 2012. Т. 10. № 5. С. 8–11.
    6. Грицинская В.Л., Салчак Н.Ю., Корниенко Т.В. Региональные и этнические особенности питания и их влияние на физическое развитие дошкольников // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012. Т. 91. № 6. С. 108–110.
    7. Грицинская В.Л., Фурцев В.И., Топанова Л.В. Влияние вида вскармливания на прирост массы тела детей // Вопросы детской диетологии. 2008. Т. 6. № 4. С. 18–21.
    8. Грицинская В.Л., Светличная Г.Н. Медико-социальные проблемы и перспективы развития репродуктивного потенциала женщин фертильного возраста в России. Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2017. № 1. С. 104–110.
    9. Дартау Л.А., Мизерницкий Ю.Л., Стефанюк А.Р. Здоровье человека и качество жизни: проблемы и особенности управления. М.: СИНТЕГ, 2009. 400 с.
    10. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.: Ritorika Флинта, 1999. 560 с.
    11. Зулькарнаева А.Т., Поварго Е.А., Зулькарнаев Т.Р. Физическое развитие школьников г. Уфы // Медицинский вестник Башкоторстана. 2012. Т. 7. № 5. С. 20–23.
    12. Каранашева В.А., Тлакадугова М.Х., Пшукова А.А., Вологиров А.С. Физическое и половое развитие девочек Кабардино-Балкарской Республики // Журнал анатомии и гистологии. 2015. Т. 4. № 3(15). С. 55–56.
    13. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 192 с.
    14. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. СПб.: ДИАН, 1998. 232 с.
    15. Максимова Т.М., Лушкина Н.П. Физическое развитие детей России: определение путей оценки и выявления проблемных ситуаций в росте и развитии подрастающего поколения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013. № 4. С. 3–7.
    16. Павлова И.П., Филатова О.В. Физическое и половое развитие девочек Барнаула // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 3-2(79). С. 38–41.
    17. Приешкина А.Н., Флянку И.П., Салова Ю.П., Куликова О.М. Сравнительная оценка показателей физического развития школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С.20.
    18. Светличная Г.Н. Развитие валеологического образования в различные сферы деятельности // Здоровье человека: Матер. VII междунар. научн. конгресса валеологов. СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2014. С. 101–105.
    19. Смирнова А.В., Хасанова А.Р. Физическое развитие девочек 12–15 лет города Набережные Челны // В мире научных открытий. 2014. № 11.2(59). С. 1102–1106.
    20. Халимова Д.Р. Динамика параметров физического и полового развития девочек в Удмуртии // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2010. № 3. С. 63.
    21. De Onis M., Onyango A.W., Borghi E., Siyam A., Nishida C., Siekmann J. Development of a WHO growth reference for school-aged children and adolescents // Bulletin of the World Health Organization. 2007. № 85. Р. 660–667.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2