Комплексная оценка физического развития девочек школьного возраста г. Санкт-Петербурга

COMPLEX ASSESSMENT OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOL AGE GIRLS IN ST. PETERSBURG



В.Л. Грицинская
Г.Н. Светличная
V.L. Gritsinskaya
G.N. Svetlichnaya
tryfive@mail.ru
gnsvet@gmail.com
ведущий научный сотрудник НИЛ детской эндокринологии, профессор кафедры детских болезней ФГБУ «Национальный медицинский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России, доктор медицинских наук
профессор кафедры управления социальными и экономическими процессами, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор медицинских наук
leading researcher, Scientific Laboratory of Pediatric Endocrinology, professor, the Department of Children Diseases, V. Almazov North-West Federal Centre of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Doctor of Medicine
professor, the Department of Management of Social and Economic Processes, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Medicine
г. Санкт-Петербург
г. Гатчина
St. Petersburg
Gatchina

Ключевые слова:

  • здоровье
  • физическое развитие
  • дети
  • девочки-школьницы
  • белково-энергетическая недостаточность питания
  • пубертатный скачок роста
  • соматометрические показатели
  • здоровьесберегающее образование школьников
  • Keywords:

  • health
  • physical development
  • children
  • schoolgirls
  • protein-calorie deficiency
  • pubertal growth spurt
  • somatometry figures
  • health saving education of schoolchildren
  • В статье представлены результаты изучения показателей роста и развития 2982 девочек в возрасте от 7 до 17-ти лет – учениц образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга. Оценка уровня и гармоничности физического развития проведена в соответствии с нормативами ВОЗ («WHO Growth Reference 2007»).
    Установлена асимметрия показателей длины тела со значительным представительством школьниц с ростом выше среднего. У обследованных девочек выявлен высокий уровень дисгармоничных вариантов физического развития, обусловленных избыточной массой тела и ожирением.
    Обоснована необходимость расширения внедрения образовательных программ по формированию здорового образа жизни, особенно по вопросам рационального питания и повышения двигательной активности подрастающего поколения.

    We present the results of the study of growth and development of 2982 girls aged 7 to 17 from educational institutions of St. Petersburg. The level and harmonicity of physical development were assessed in accordance with WHO standards («WHO Growth Reference 2007»).
    We observe the asymmetry of the body length in schoolgirls of the above average height. The girls studied have a high degree of disharmonious physical development caused by overweight and obesity.
    We prove the need to boost the introduction of educational programs concerning healthy lifestyle development as far as balanced diet and higher physical activity of the rising generation are concerned.

    Список использованной литературы

    1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. Значение здоровья подростков в формировании их гармоничного развития // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 6. С. 58–62.
    2. Гаврюшин М.Ю., Березин И.И., Сазонова О.В. Антропометрические особенности физического развития школьников современного мегаполиса // Казанский медицинский журнал. 2016. Т. 97. № 4. С. 629–633.
    3. Гладкая В.С., Грицинская В.Л. Характеристика физического развития девочек-подростков коренного и пришлого населения Республики Хакасия // Мать и дитя в Кузбассе. 2015. № 3. С. 27–30.
    4. Грицинская В.Л., Сенди С.С. Особенности физического развития и питания школьников Республики Тыва // Вопросы детской диетологии. 2012. Т. 10. № 1. С. 6–8.
    5. Грицинская В.Л. Характеристика физического развития и питания школьников городского и сельского населения Красноярского края // Вопросы детской диетологии. 2012. Т. 10. № 5. С. 8–11.
    6. Грицинская В.Л., Салчак Н.Ю., Корниенко Т.В. Региональные и этнические особенности питания и их влияние на физическое развитие дошкольников // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012. Т. 91. № 6. С. 108–110.
    7. Грицинская В.Л., Фурцев В.И., Топанова Л.В. Влияние вида вскармливания на прирост массы тела детей // Вопросы детской диетологии. 2008. Т. 6. № 4. С. 18–21.
    8. Грицинская В.Л., Светличная Г.Н. Медико-социальные проблемы и перспективы развития репродуктивного потенциала женщин фертильного возраста в России. Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2017. № 1. С. 104–110.
    9. Дартау Л.А., Мизерницкий Ю.Л., Стефанюк А.Р. Здоровье человека и качество жизни: проблемы и особенности управления. М.: СИНТЕГ, 2009. 400 с.
    10. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.: Ritorika Флинта, 1999. 560 с.
    11. Зулькарнаева А.Т., Поварго Е.А., Зулькарнаев Т.Р. Физическое развитие школьников г. Уфы // Медицинский вестник Башкоторстана. 2012. Т. 7. № 5. С. 20–23.
    12. Каранашева В.А., Тлакадугова М.Х., Пшукова А.А., Вологиров А.С. Физическое и половое развитие девочек Кабардино-Балкарской Республики // Журнал анатомии и гистологии. 2015. Т. 4. № 3(15). С. 55–56.
    13. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 192 с.
    14. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. СПб.: ДИАН, 1998. 232 с.
    15. Максимова Т.М., Лушкина Н.П. Физическое развитие детей России: определение путей оценки и выявления проблемных ситуаций в росте и развитии подрастающего поколения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013. № 4. С. 3–7.
    16. Павлова И.П., Филатова О.В. Физическое и половое развитие девочек Барнаула // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 3-2(79). С. 38–41.
    17. Приешкина А.Н., Флянку И.П., Салова Ю.П., Куликова О.М. Сравнительная оценка показателей физического развития школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С.20.
    18. Светличная Г.Н. Развитие валеологического образования в различные сферы деятельности // Здоровье человека: Матер. VII междунар. научн. конгресса валеологов. СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2014. С. 101–105.
    19. Смирнова А.В., Хасанова А.Р. Физическое развитие девочек 12–15 лет города Набережные Челны // В мире научных открытий. 2014. № 11.2(59). С. 1102–1106.
    20. Халимова Д.Р. Динамика параметров физического и полового развития девочек в Удмуртии // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2010. № 3. С. 63.
    21. De Onis M., Onyango A.W., Borghi E., Siyam A., Nishida C., Siekmann J. Development of a WHO growth reference for school-aged children and adolescents // Bulletin of the World Health Organization. 2007. № 85. Р. 660–667.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2