Ранняя диагностика отклонений в психоневрологическом развитии детей, проживающих в условиях Арктики

Early diagnostics of deviations in psychoneurological development of children living in arctic conditions



С.И. Сороко
В.П. Рожков
Ж.В. Нагорнова
S.I. Soroko
V.P. Rozhkov
Z.V. Nagornova
soroko@iephb.ru
vlrozhkov@mail.ru
nagornova_zh@mail.ru
заведующий лабораторией Сравнительных эколого-физиологических исследований Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук, член-корреспондент РАН, действительный член РАЕН, лауреат Государственной премии СССР, доктор медицинских наук, профессор
ведущий научный сотрудник лаборатории Сравнительных эколого-физиологических исследований Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук, кандидат биологических наук
научный сотрудник лаборатории Сравнительных эколого-физиологических исследований Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук, кандидат биологических наук
Head of the Laboratory of Comparative Ecological and Physiological Studies, Sechenov Institute of Evolutionary Physiology and Biochemistry, Russian Academy of Sciences, corresponding member of the Russian Academy of Sciences, full member of the Russian Academy of Natural Sciences, recipient of the State Prize of the USSR, Doctor of Medicine, professor
leading researcher, the Laboratory of Comparative Ecological and Physiological Studies, Sechenov Institute of Evolutionary Physiology and Biochemistry, Russian Academy of Sciences, PhD in Biology
researcher, the Laboratory of Comparative Ecological and Physiological Studies, Sechenov Institute of Evolutionary Physiology and Biochemistry, Russian Academy of Sciences, PhD in Biology
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • Арктика
  • дети
  • мозг
  • диагностика возрастного развития
  • ЭЭГ
  • гемодинамика мозга
  • когнитивные функции
  • Keywords:

  • Arctic
  • children
  • diagnostics of developmental age
  • EEG
  • brain hemodynamics
  • cognitive functions
  • Статья посвящена разработке подходов к диагностике уровня психофизиологического развития и раннему выявлению функциональных и патологических отклонений у детей и подростков, проживающих в заполярной и приполярной зоне РФ. Получены новые данные о влиянии суровых условий Арктики на формирование электрогенеза мозга и его системную деятельность, развитие психических процессов, особенности адаптационных перестроек и дезадаптационных нарушений у детей и подростков. Разработан инновационный метод оценки алгоритмов возрастного формирования электрогенеза корковых и подкорковых структур и их взаимодействий, позволяющий контролировать уровень развития интегративной и когнитивно-мнестической деятельности мозга у здоровых детей и подростков, и своевременно выявлять возможные отклонения в развитии. Получены приоритетные данные о состоянии когнитивных и мнестических процессов у детей-северян разного возраста в норме и при психоневрологической патологии.
    Практическая значимость результатов состоит в возможности их использования для совершенствования скрининговых обследований детского населения и ранней диагностики скрытых отклонений в возрастном развитии.

    The article is devoted to finding approaches to the diagnostics of psycho-physiological level of development and early detection of functional and pathological changes in the central nervous system development in children and adolescents living in polar and subpolar zones of Russia. The new data concerning the impact of harsh Arctic conditions on the formation of brain electrogenesis and its performance, the development of mental processes, features of adaptive alterations and disadaptative disorders in children and adolescents. An innovative method ofassessing the algorithms of age-related maturation of electrogenesis of cortical and subcortical structures and their interaction has been developed to control the level of integrative and cognitive-mental brain activity in healthy children and adolescents, and to detect possible deviations in their development. Priority data concerning cognitive and mnestic processes in children of different ages living in the northdemonstrating normal development and psychoneurological pathology was obtained.
    The practical significance of the results consists in the possibility of using them for improving screening checks of childrenand early diagnostics of latent deviations in developmental age.

    Обзор статьи

    Сложный комплекс климатогеографических, гелиогеофизических и биогеохимических факторов Арктики оказывает выраженное негативное воздействие на организм человека [5; 9; 14]. Социально-экономическое развитие региона как одно из важнейших направлений Правительственной программы развития Арктической зоны РФ [1] в этих условиях будет во многом определяться качеством жизни проживающего и привлекаемого сюда населения, состоянием его здоровья, уровнем работоспособности [14; 18].
    Показано, что экстремальность природно-климатических факторов Арктики оказывает наибольшее влияние на возрастное развитие детей, обусловленное необходимостью приспособления программы онтогенетического развития к постоянно меняющимся условиям суровой внешней среды [5; 10; 16]. Центральная нервная система обеспечивает регулирующую и координирующую функцию, поддержание жизнедеятельности и перестройки физиологических функций организма при адаптации к новым условиям, состояние работоспособности, психическую деятельность. Развитие мозга, начавшееся в пренатальный период, продолжается в детском и подростковом возрасте. Неблагоприятные факторы внешней среды (природные, техногенные, социальные) отрицательно сказываются на формировании необходимых алгоритмов работы мозга и могут привести к нежелательным отклонениям, вплоть до серьёзных патологических нарушений. Важным показателем возрастного развития ЦНС у детей и подростков является формирование биоэлектрической активности мозга и организация внутрикорковых и корково-подкорковых отношений, обеспечивающих не только регуляцию витальных функций организма, его адаптацию к окружающей среде, но и психическую деятельность [12; 24]. Ранее нами было показано, что суровые условия Севера вызывают задержку темпов морфофункционального развития детей [14; 16]. Одной из нерешённых проблем в педиатрии является ранняя диагностика отклонений в развитии, позволяющая своевременно скорректировать нарушения и предотвратить их дальнейшее развитие и переход в стойкую неврологическую патологию и нарушения психики.
    Цель данной работы состояла в разработке подходов к диагностике уровня психофизиологического развития, позволяющих на основе комплексной оценки алгоритмов возрастного формирования электрогенеза корковых и подкорковых структур и их взаимодействий контролировать динамику развития интегративной и когнитивно-мнестической деятельности мозга у здоровых детей и подростков, проживающих в условиях Арктики, а также обеспечивающих раннее выявление скрытых функциональных и патологических отклонений в развитии ЦНС, перестроек биоэлектрической активности, скрытых нарушений мозговой гемодинамики и расстройств когнитивно-мнестических функций у детей-северян с минимальными мозговыми дисфункциями.

    Список использованной литературы

    1. Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 г. № 366 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Алферова В.В., Фарбер Д.А. Отражение возрастных особенностей функциональной организации мозга в электроэнцефалограмме покоя // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. С. 45–65.
    3. Басакер Р., Саати T. Конечные графы и сети. М.: Мир, 1974. 175 с.
    4. Гудков А. Б., Лукманова И. Б., Раменская Е. Б. Человек в Приполярном регионе Европейского Севера. Эколого-физиологические аспекты. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. 181 с.
    5. Грибанов А.В., Джос Ю.С. О стратегических направлениях медико-биологических исследований // Вестник Северного (Арктического) Федерального университета. 2013. № 1. С. 10–14.
    6. Евдокимов В.Г., Рогачевская О.В., Варламова Н.Г. Модулирующее влияние факторов Севера на кардиореспираторную систему человека в онтогенезе. Екатеринбург: УрО РАН, 2007. 257 с.
    7. Клиническая психология / под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2002. 960 с.
    8. Мачинская Р.И., Семенова О.А. Особенности формирования высших психических функций у младших школьников с различной степенью зрелости регуляторных систем мозга // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 2004. Т. 40. № 5. С. 427–435.
    9. Новиков В.С. Фундаментальные основы адаптации и дезадаптации человека при действии экстремальных факторов // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2018. № 2. С. 5–13.
    10. Раппопорт Ж.Ж. Адаптация ребёнка на Севере. Л.: Медицина, 1979. 191 с.
    11. Ратнер А.Ю. Поздние осложнения родовых повреждений нервной системы. Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. 302 с.
    12. Рожков В.П., Бекшаев С.С., Сороко С.И. Сезонные перестройки гемодинамики и биоэлектрической активности мозга у детей и подростков европейского Севера // Ульяновский медико-биологический журнал. 2012. № 3. С. 104–115.
    13. Росин Ю.А. Допплерография сосудов головного мозга у детей. СПб.: Санкт-Петербургское медицинское издательство, 2004. 111 с.
    14. Сороко С.И. Медико-физиологический мониторинг возрастного развития детей в арктической зоне Российской Федерации как актуальная социальная проблема // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2015. № 3. С. 130–135.
    15. Сороко С.И., Бекшаев С.С., Сидоров Ю.А. Основные типы механизмов саморегуляции мозга. Л., Наука. 1990. 204 с.
    16. Сороко С.И., Бурых Э.А., Сидоренко Г.В. Особенности возрастного развития мозга у детей в условиях Севера // Росс. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. 2005. Т. 91. № 7. С. 729–739.
    17. Сороко С.И., Сидоренко Г.В. ЭЭГ-маркёры нервно-психических нарушений и компьютерная диагностика. Бишкек: Илим, 1993. 170 с.
    18. Сороко С.И., Новиков В.С. Концепция развития медико-физиологических исследований в рамках государственной программы комплексных исследований Арктической зоны Российской Федерации // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2015. № 2. С. 7–11.
    19. Шахнович А.Р., Шахнович В.А. Диагностика нарушений мозгового кровообращения. Транскраниальная допплерография. М.: Ассоц. книгоиздателей, 1996. 446 с.
    20. Abdeltawwab M.M., Baz H. Automatic Pre-Attentive Auditory Responses: MMN to Tone Burst Frequency Changes in Autistic School-Age Children // J. Int. Adv. Otol. 2015. Vol. 11. P. 36–41.
    21. Bar-Haim Y, Marshall PJ, Fox NA, Schorr EA, Gordon-Salant S. Mismatch negativity in socially withdrawn children // Biol. Psychiatry. 2003. Vol. 54. № 1. P. 17–24.
    22. Niedermeyer E., Lopes da Silva F.H. Eds. Maturation of the EEG: development of waking and sleep patterns // Electroencephalography. Basic principles, clinical applications and related fields. Baltimore-Munich, 1993. P.133–156.
    23. Soroko S.I., Rozhkov V.P., Bekshaev S.S. EEG Correlates of Genophenotypic Characteristics of Brain Development in Children of the Aboriginal and Settler Populations in Northeast Russia // Neuroscience and Behavioral Physiology. 2013. Vol. 43. № 7. P. 783–798.
    24. Soroko S.I., Shemyakina N.V., Nagornova Z.V., Bekshaev S.S. Longitudinal study of EEG frequency maturation and power changes in children on the Russian North // Int. J. Dev. Neurosci. 2014. Vol. 38. P. 127–137.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2