Аттрактивность Санкт-Петербурга как объекта детско-юношеского культурно-познавательного туризма: проблемы и перспективы

Attractiveness of St. Petersburg as Object of Juvenile Cultural and Educational Tourism: Problems and Prospects



Г.А. Карпова
М.В. Гурьева
G.A. Karpova
M.V. Gurieva
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
зав. кафедрой экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
соискатель кафедры экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
the Head of Department of Economics and Services Management, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Full Professor
candidate for PhD, the Department of Economics and Service Sphere Management, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • детско-юношеский туризм
  • аттрактивность
  • дестинация
  • межпоколенная коммуникация
  • культурно-познавательный туризм
  • Keywords:

  • juvenile tourism
  • attractiveness
  • destination
  • intergenerational communication
  • cultural and educational tourism
  • Рассмотрены предпосылки развития Санкт-Петербурга как ведущей культурной дестинации и вопросы аттрактивности города для детско-юношеского культурно-познавательного туризма. Обоснована необходимость развития этого сегмента туристской сферы, сформулированы задачи и даны рекомендации.

    We consider pre-requisites of St. Petersburg development as a leading tourist destination and look at aspects of the city attractiveness for juvenile cultural and educational tourism. The need to develop this segment of tourist sphere is proved; tasks are distinguished and recommendations are given.

    Обзор статьи

    Аттрактивность – «это качественная характеристика туристского ресурса, а ее физическое воплощение представляет собой формирование аттракции, то есть создание на основе туристского ресурса некоего объекта или системы объектов, которые способны возбудить туристский интерес, доступны туристам и формируют у них позитивное восприятие путешествия» [1. С. 6]. Санкт-Петербург как дестинация, несомненно, обладает аттрактивным потенциалом, представляющим совокупность ресурсов (природных, туристских, инфраструктурных, социальных, инвестиционных, технологических, правовых, институциональных, административных), характеризующих дестинацию как социально-экономическую систему, способных возбудить туристский интерес и позитивное восприятие путешествия, ограниченных первичными туристскими ресурсами, пропускной способностью и сезонностью [2. С. 190].
    Создаваемая на основе имеющихся ресурсов аттракция выступает как интегрированный показатель совокупности формирующих ее элементов, который имеет определяющее влияние на потребителя-туриста. Структурные элементы модели формирования аттракции отражены на рис. 1.
    Очевидно, что аттрактивность одной и той же дестинации для различных потребителей не одинакова. Для того чтобы город привлекал потоки туристов, он должен обладать теми аттракциями, которые способны возбудить интерес целевой группы. Но потребителями туристских услуг могут выступать различные категории социальных групп, как взрослые, так и детско-юношеские. На основании того, от какой целевой группы в первую очередь ожидается спрос, город как дестинация формирует свое предложение турпродукта.
    В идеале, реализуя аттрактивный потенциал дестинации, следует принимать во внимание все доступные для города категории туристов. Только последовательная реализация основных направлений (задач) стратегии управления развитием Санкт-Петербурга как дестинации [3. С. 36] способна обеспечить городу максимально возможный туристский спрос.
    Различные виды туризма в сумме их постепенного развития позволяют сгладить колебания туристского спроса, освободить его от влияния фактора сезонности, а также снизить загруженность аттрактивных объектов во время пиковых нагрузок. Очевидно, что результат – увеличение турпотока – будет иметь своим следствием значительное увеличение доходов города, а значит, и его возможностей в решении экономических и социальных проблем.

    Список использованной литературы

    1. Артемьева О.А. Формирование туристских продуктов, основанных на искусственной аттракции: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2011.
    2. Гурьева М.В. Аттрактивный потенциал как катализатор социально-экономического развития дестинации // Научные труды. Вопросы теории культуры. СПб. 2013. Вып. 27. Октябрь/декабрь. С. 177–203.
    3. Гурьева М.В. Определение целей развития Санкт-Петербурга в модели управления стратегическим развитием дестинации // Вопросы методики преподавания в высшей школе: материалы XXVI заочной научно-методической конференции кафедр гуманитарных и философских наук и общеобразовательных дисциплин. СПб., 2014. С. 34–44.
    4. Егорова М. А., Семагина Ю.В. Экономико-организационные особенности тематического детского туризма (на примере Оренбургской области) // Экономическое образование в классическом университете. С. 1499–1504. URL: http: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf9/s13.pdf (дата обращения: 06.10.2015).
    5. Елизаров Е.Д. Великая гендерная эволюция: мужчина и женщина в европейской культуре // Klex.ru – архив книг. URL: http://www.klex.ru/e08 (дата обращения: 06.10.2015).
    6. Маслакова Е.А. Управление развитием детского туризма в новых условиях хозяйствования: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2009.
    7. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации // Evartist – авторский проект Екатерины Алеевой: [сайт]. URL: http: http://www.evartist.narod.ru/text16/073.htm#_top (дата обращения: 06.10.2015).
    8. Чернецкая С.В. Межпоколенная коммуникация: барьеры и конфликты; социально-антропологический аспект: автореф. дис. … канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2003.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2