Зарубежный и отечественный опыт формирования и развития социальной инфраструктуры в крупной компании

International and Domestic Experience of Creating and Developing Social Infrastructure at Big Company



С.О. Шишин
S.O. Shishin
laborator@rambler.ru
соискатель специализированной кафедры ПАО «Газпром» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
a PhD candidate at the Specialized Gazprom Department, Saint-Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • социальная инфраструктура
  • предприятие
  • крупная компания
  • территория
  • отечественный и зарубежный опыт
  • социальная политика
  • социальные нормативы
  • социальные объекты
  • Keywords:

  • social infrastructure
  • enterprise
  • big company
  • territory
  • international and domestic experience
  • social policy
  • social standards
  • social objects
  • Осуществлен анализ зарубежного и отечественного опыта, в том числе советского, формирования и развития крупной компании во взаимосвязи с социальной политикой административно-территориальной единицы. Определены различные формы реализации социальной политики крупной компании. Обоснован тезис о том, что важнейшей компонентой социальной политики крупной компании является обеспечение роста качества кадрового потенциала для инновационной модернизации ее развития.

    We carry out the analysis of international and domestic experience (including Soviet period) of establishing and developing a big company in coordination with the social policy of an administrative territory. Various forms of implementing social policy of a big company are determined. We prove the idea that securing the increase of quality of workforce is the key component of innovation modernization of business development.

    Обзор статьи

    Социальная структура в плане организации и теоретического осмысления может быть представлена как территориальная инфраструктура и социальная инфраструктура предприятия. Главное отличие последней заключается в степени свободы выбора социальной политики, форм социального обеспечения работников, уровня финансирования по отношению к прибыли предприятия. Что касается территориальной (региональной) социальной инфраструктуры, то следует отметить, что она как минимум должна выполнять социальные функции, определяемые законодательными актами страны, обеспечивая население соответствующим комплексом социальных услуг. Именно комплексность характеризует социальную инфраструктуру территорий, что означает взаимодействие и согласованность всех ее звеньев, сочетания корпоративной и административно-территориальной социальной инфраструктуры. Сбалансированность элементов территориальной социальной инфраструктуры является необходимым условием для организации и развития общественного производства и удовлетворения совокупных потребностей населения, проживающего на определенной территории. Масштабы территориальной социальной структуры зависят от экономического состояния региона, а также от социальной активности населения территории. Территориальное размещение социальной инфраструктуры предприятия может быть скоординировано с учетом социальной инфраструктуры территории ее размещения и в соответствии со специфическими условиями функционирования предприятия, что позволяет более продуктивно решать социальные проблемы коллектива, дополняя государственные социальные гарантии социальными льготами за счет резервов предприятия.
    Объемы и структура социальных льгот предприятия зависят от его отраслевой принадлежности, размера, устойчивости его развития и т.п. факторов. Социальная структура и социальные нормативы предприятия нацелены на повышение эффективности его деятельности, увеличение прибыльности и доходности, на которые, как известно, влияет качество трудовых ресурсов предприятия, в свою очередь зависящее от его социальной политики. Поэтому кроме выполнения социальных обязательств, приписываемых государством работодателям, последние в настоящее время, осознавая роль социальной инфраструктуры, стремятся на сбалансированной основе, наряду с инвестициями в вещественный капитал, осуществлять вложения в человеческий капитал. В социальной инфраструктуре предприятия реализуется его социальная политика. Объекты социальной структуры, согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 275.1), являются обслуживающим производством и хозяйственными структурами. В их число входят подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг, как своим работникам, так и сторонним лицам [1].

    Список использованной литературы

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации (по состоянию на 25 января 2014 г.). Части 1 и 2. М.: Кнорус, 2014. 976 с.
    2. Бикеева С.М. Анализ практики реализации концепции корпоративной социальной ответственности в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. № 3.
    3. Зарубежный опыт управления социальным развитием и решения социально-трудовых проблем // ЦДОТ Московского университета им. С.Ю. Витте: [сайт]. URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook151/ (дата обращения: 25.09.2015).
    4. Политика социальной корпоративной ответственности // Тойота Центр Кировоград «Мотор-Олви»: [сайт]. URL: http://motor-olvi.toyota.ua/ru/ (дата обращения: 25.09.2015).
    5. «Росатом» – в лидерах рейтинга социальной ответственности крупных российских компаний // Информационное агентство «Nord-News»: [сайт]. URL: http://www.nord-news.ru/news/2014/07/08/?newsid=63245 (дата обращения: 25.09.2015).
    6. Социальный кодекс ОАО «Лукойл» // ПАО «Лукойл»: [сайт]. URL: http://www.lukoil.ru/static.asp?id=62#1.2.3 (дата обращения: 25.09.2015).
    7. Томберг Т.Е. Кренгольмская мануфактура. К 100-летию. 1857–1957. Таллин: Эстгосиздат, 1957. 112 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2