Роль российских вузов в модернизации экономики страны

ROLE OF RUSSIAN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN MODERNIZATION OF NATIONAL ECONOMY



O.N. Pavlova
O.N. Pavlova
pavlova.ifmo@gmail.com
аспирант Института проблем региональной экономики РАН, ст. преподаватель кафедры компьютерных технологий, специалист по УМР Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики
candidate for PhD, Institute of Problems of Regional Economy of Russian Academy of Sciences, senior teacher of IT Department, specialist in academic work at ITMO University
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • наука
  • инновации
  • вузы
  • научно-инновационный потенциал
  • формирование инновационной инфраструктуры
  • взаимодействие науки, образования и бизнеса
  • реформирование системы образования
  • человеческий капитал
  • инновационная экономика
  • модернизация
  • Keywords:

  • science
  • innovation
  • institutions of higher education
  • research and innovation potential
  • formation of innovation infrastructure
  • interaction of science
  • education and business
  • reforming of educational system
  • human capital
  • innovation economy
  • modernization
  • В статье рассматривается роль вузов в инновационной экономике, их вклад в трансфер идей в области технологии и производства инноваций, а также в подготовку специалистов, способных их создавать. Приведены основные направления формирования инновационной инфраструктуры вуза, пути взаимодействия системы образования и инновационных предприятий инфраструктуры вуза, а также реформирования системы образования.

    We look at the role of institutions of higher education in innovation economy, their contribution to the transfer of ideas in technology and innovations as well as in training of specialists able to create them. We offer key directions to form innovation infrastructure of an institution of higher education and show the ways the educational system and innovation enterprises of university infrastructure should interact; we also consider ways of reforming the educational system.

    Обзор статьи

    Перевод экономики страны на инновационный путь развития предопределяет возрастание роли вузовской науки, не только как «кузницы кадров», но и как источника инноваций, тем самым предъявляя особые требования к уровню образования специалистов, их квалификации и профессиональных компетенций. Успех внедрения результатов научной деятельности в производство во многом зависит от уровня компетентности и профессионализма. На вузы ложится большая ответственность по подготовке кадров высокой квалификации, способных создавать новшества и воплощать их в жизнь, а также обеспечить создание и функционирование инфраструктуры поддержки предприятий, способствующей трансферу перспективных идей в технологии и реализации их на внутреннем и международном рынке.
    Однако российские вузы еще недостаточно эффективно используют свой научно-инновационный потенциал, как в развитии инновационной деятельности, так и в подготовке востребованных специалистов. В конечном счете такая ситуация негативно отражается не только на развитии экономики, процессе формирования инновационной системы страны, но и на качестве подготавливаемых специалистов, оказывающихся недостаточно востребованными инновационной экономикой.
    Особое значение для осуществления инновационной деятельности, производства инноваций и конкурентоспособности вуза имеют инфраструктурные и институциональные преобразования в самом образовательном учреждении, способствующие интеграции вузовской науки, производства и системы образования и создающие основу для совместной деятельности.
    Ключевыми направлениями преобразований являются:
    1. Формирование инновационной инфраструктуры вуза, включающей различные объекты поддержки инновационной деятельности.
    2. Создание благоприятствующей институциональной среды, подразумевающей организацию и координацию совместной деятельности структурных отделов вуза и инновационных предприятий инфраструктуры в области проведения научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности и подготовки кадров высокой квалификации.
    3. Реформирование системы образования для подготовки специалистов, востребованных инновационной экономикой.
    В рейтинге по степени взаимодействия вузов и промышленности (бизнеса) в области научно-исследовательских и опытно-конст-рукторских разработок в 2014 г. первое место занимала Финляндия с индексом 82,8 – страна, которая за исторически короткий период времени сумела перейти от сырьевой к инновационной экономике [5; 6]. Второе место занимали США с индексом 80,8. Данные рейтинга представлены на рис. 1.
    Россия расположилась на 65-м месте с индексом 43,9 и значительно отстала от стран с глубокой интеграцией науки, образования и производства, которые являются лидерами в области инноваций.
    Для реализации нового типа взаимоотношений между российской наукой, образованием и производством необходимо, в первую очередь, преодоление разрыва между ними. Важно единство целей образовательной системы, науки и производства, реализация которых будет выгодной всем задействованным участникам.
    В такой системе отношений вузы обеспечивают науку и производство кадрами высокой квалификации; наука и производство дают системе образования новые знания о технологиях, которые воплощаются в содержании образовательных программ, делая их современными и конкурентоспособными, а также способствуют появлению новых перспективных специализаций подготовки специалистов. В итоге развивается и укрепляется научно-инновационный потенциал вуза (рис. 2).

    Список использованной литературы

    1. Афанасьева Н.В., Иванов С.А. [и др.]. Формирование кадрового потенциала инновационной экономики: колл. монография. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2011. 176 с.
    2. Бонюшко Н.А. Повышение качества образовательных услуг на основе создания научно-исследовательских университетов // Экономические науки. 2009. № 3(52). С. 388–391.
    3. Иванов С.А. Проблемы и приоритеты формирования кадрового обеспечения инновационной экономики // Инновации. 2015. № 10 (204). С. 35–39.
    4. Концепция повышения квалификации педагогических кадров и целевой подготовки специалистов в системе «вуз–инжинирин-говый центр–предприятия». СПб.: Изд-во НИУИТМО, 2010. 81 с.
    5. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал как интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности // ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики: [сайт]. URL: http://www.lerc.ru/?part=articles&art= 3&page=35 (дата обращения: 20.12.2013).
    6. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М.: ЦСПиМ, 2010. 352 с.
    7. Павлова О.Н. Формирование инновационной инфраструктуры вуза на основе его научно-инновационного потенциала // Экономика и предпринимательство. 2014. Т. 8. № 4. Ч. 2. С. 579–581.
    8. Стратегия–2020: Новая модель роста – новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. В 2 кн. М.: Издат. дом «Дело»; РАНХиГС, 2003. 864 с.
    9. Executive Opinion Survey 2014–2015 // World Economic Forum: [сайт]. URL: http://reports.weforum.org/global-risks-2015/executive-opinion-survey-2014/ (дата обращения: 25.01.2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2