Формирование и применение стратегий инновационного и социально- экономического развития организаций сферы услуг

FORMING AND APPLYING STRATEGIES OF INNOVATION AND SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF SERVICE SPHERE ORGANIZATIONS



В.К. Голубева
V.K. Golubeva
golubeva7@yandex.ru
соискатель ученой степени кандидата экономических наук кафедры управления экономическими и социальными процессами ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»
candidate for PhD in Economics, the Department of Management of Economic and Social Processes, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • обобщающая и частные стратегии
  • стратегия маркетинга
  • инновационные изменения
  • классификационные признаки
  • создаваемые новшества
  • инновационное и социально-экономическое развитие
  • Keywords:

  • generalizing and particular strategies
  • marketing strategy
  • innovative changes
  • classification characteristics
  • generated innovations
  • innovation and socio-economic development
  • В статье приведены обобщающие и частные стратегии, ориентированные на поддержание устойчивых экономических и социальных результатов, рост инновационности организаций сферы услуг. Доказано, что применение стратегии инновационного маркетинга влияет на приращение экономического и социального результата от повышения конкурентных преимуществ.

    We introduce generalizing and particular strategies aimed at sustainable economic and social results and the increase of innovativeness of service sphere organizations. We prove that implementing the strategy of innovation marketing contributes to growth of economic and social result from the increase of competitive advantages.

    Обзор статьи

    Обобщающие стратегии долгосрочного развития организаций сферы услуг, реализуемые за счёт только внутренних ресурсов или в соединении с внешними ресурсными составляющими в рамках интеграционных процессов, в целом ориентированы на повышение темпов экономического роста, которые в существенной мере зависят от таких частных стратегий, как:
    ● оперативное реагирование на изменение состояния внешней деловой среды;
    ● инновационные изменения, состоящие в создании и внедрении организацией сферы услуг технологических, процессных, продуктовых новшеств, позволяющих получить существенные конкурентные преимущества на занимаемом сегменте рынка услуг, достичь высокого уровня рентабельности реализуемых услуг и сопутствующих им товаров;
    ● продвижение на рынок вновь созданных и модифицированных видов услуг в рамках осуществляемой маркетинговой стратегии [1].
    В этой связи следует отметить, что маркетинговая стратегия непосредственно связанна с созданием маркетинговой услуги. При этом двойственность маркетинговой услуги состоит в том, что она, с одной стороны, является специфическим интеллектуальным продуктом, проникающим в процесс оказания услуг и повышающим его экономические результаты, а с другой стороны, представляет собой обособленную специфическую услугу, содержащую все признаки понятия «услуга».
    В инновационной деятельности организаций сферы услуг интеллектуальные услуги выделены в отдельные виды деятельности, где маркетинговые услуги составляют доминирующую долю. При этом маркетинговые услуги являются комплексно-гетерогенными (неоднородными), а это противоречит основным постулатам теории предложения услуг, характеризующей основные гомогенные (однородные) рыночные услуги. Поэтому маркетинговую услугу не всегда можно охарактеризовать классическими признаками предоставляемой потребителю услуги.
    С другой же стороны, если маркетинговой услуге придать стандартизированное, унифицированное наполнение, то она может утратить индивидуальность и превратиться в потребительскую услугу массового характера. Маркетинговым услугам, на наш взгляд, присущ синтез различных стандартных свойств, определяющих предпочтения их потребителей. В связи с этим в маркетинговой стратегии целесообразно выделить совокупность стандартных решений с их ориентацией на поддержание свойств маркетинговой услуги, обладающей характером новшества.
    Значительную роль в формировании и реализации инновационного потенциала организаций сферы услуг играют технологии инновационного маркетинга, маркетинговой стратегии, состоящие не только в поиске технологических и продуктовых новшеств во внешней среде, но и в принятии обоснованных управленческих стратегических решений по созданию и внедрению технологических, продуктовых, маркетинговых и иных новшеств.
    Формирование маркетинговой стратегии в системе стратегического управления социально-экономическим и инновационным развитием организации сферы услуг должно включать совокупность факторов, в том числе соответствие инновационных разработок потребностям динамично развивающегося рынка услуг, а также определение новых потребностей для создаваемого новшества, выявление его экономического и конкурентного потенциала.
    Вместе с этим для стратегического управления инновационным развитием организаций сферы услуг ответственным этапом является выбор наиболее эффективной технологии инновационного маркетинга. Это связано с тем, что поиск нестандартных способов продвижения новой или модифицированной услуги на рынок позволяет достигать максимально высоких экономических результатов. Для этих целей важно выявить конкурентный потенциал всех имеющихся способов маркетинга достигать приемлемого экономического и социального результата организации сферы услуг [2].
    Наряду с этим применение маркетинговой стратегии в процессе инновационного развития организации сферы услуг, по нашему мнению, может выступать своеобразным приращением экономического результата от усиления конкурентных преимуществ организации сферы услуг, увеличения ею ёмкости рынка за счёт оказываемых вновь созданных или модифицированных услуг. Кроме того, реализация маркетинговой стратегии организаций сферы услуг должна учитывать совокупность свойств вновь созданных или модифицированных услуг как продуктовых новшеств (рис. 1).
    На основе выделенных условий создания и внедрения новшеств в деятельности инновационной организации сферы услуг (рис. 1) следует учитывать важную роль текущего стратегического управления стадией научно-исследовательской разработки создаваемого новшества. Научно-исследовательский процесс ограничен временем и сроком выполнения во избежание снижения актуальности разрабатываемого продуктового новшества и присущей при этом высокой вероятности опережающего во времени создания новшества конкурентами.
    Следовательно, управление разработкой инновационной идеи в организациях сферы услуг требует высокого уровня квалификации и профессионализма от её разработчиков. Между разработкой и практическим применением технологических, процессных, продуктовых и маркетинговых новшеств организаций сферы услуг, как правило, наблюдается довольно значительный период времени. Поэтому конечный результат использования инновации в полной мере может проявиться в периоде времени, несколько отдалённом от ожидаемого. Конкурентоспособность инновационной услуги при этом зависит и от обоснованности выбора направления научных исследований по созданию новшеств инновационной организацией сферы услуг.

    Список использованной литературы

    1. Аксютик Е.А. Кроливецкий Э.Н. Повышение информационного уровня системы управления деятельностью субъектов хозяйствования сферы услуг // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2015. № 2. С. 280–283.
    2. Байков Е.А., Евменов А.Д., Морщагина Н.А. Стратегический менеджмент. СПб.: Изд-во СПбГИКиТ, 2015.
    3. Евменов А.Д., Кроливецкий Э.Н., Морщагина Н.А. Совершенствование технологии управления социально-экономическим развитием хозяйствующих субъектов сферы телекоммуникационных услуг: монография. СПб.: Студия «НП-Принт», 2013.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2