Маркетинговый подход к разработке стратегии развития социальной сферы региона

MARKETING APPROACH TO CREATING DEVELOPMENT STRATEGY OF REGIONAL SOCIAL SPHERE



Г.Н. Баранова
И.В. Баранова
G.N. Baranova
I.V. Baranova
gnb54@mail.ru
gnb54@mail.ru
доцент кафедры маркетинга, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of Marketing, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
старший преподаватель кафедры управления социальными и экономическими процессами, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
senior teacher, the Department of Management of Social and Economic Processes, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
г. Гатчина
г. Гатчина
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • социальный маркетинг
  • маркетинговая концепция
  • социальная услуга
  • региональный рынок социальных услуг
  • маркетинговые технологии
  • Keywords:

  • social marketing
  • marketing concept
  • social service
  • regional market of social services
  • marketing techniques
  • В статье обосновывается предположение о целесообразности использования технологий социального маркетинга как эффективного механизма разработки и корректировки региональных социальных программ с учетом специфических особенностей и природы социальной услуги. Выявлены причины, вызывающие необходимость использования маркетингового инструментария, сформулированы преимущества, которые дает рынку социальных услуг применение маркетингового подхода к его развитию.

    We prove the idea about the expediency of applying social marketing techniques as an effective mechanism of developing and correcting regional social programs taking into consideration specific characteristics and the nature of a social service. We reveal the reasons for applying marketing tools and distinguish the advantages of marketing approach for social services market.

    Обзор статьи

    Значимость России в мировом экономическом и политическом пространстве в полной мере зависит от решения задач повышения конкурентоспособности и интенсивности инновационных процессов во всех сферах деятельности российских производителей. Инновационный процесс в данном случае рассматривается не только с экономической точки зрения, инновация является инструментом, воздействующим на хозяйственную деятельность в целом. Возникает необходимость в инновационных подходах к управлению: организации, координации и контролю за соблюдением современных требований к осуществлению хозяйственной деятельности рыночных субъектов. Современная социально-экономическая система требует обновления всех взаимовлияющих и связанных между собой элементов: форм собственности, ресурсов, результатов деятельности; организационных форм хозяйствования; хозяйственного механизма. Все элементы социально экономической системы находятся в тесной взаимосвязи и не могут функционировать каждый в отдельности. Рассматривая обновление системы в данном контексте, следует обратить внимание на необходимость координации инновационных процессов, происходящих в каждом из ее элементов.
    Генерация идей эффективного развития региональной социально- экономической структуры, на наш взгляд, должна основываться на инновационных методах регионального управления. В качестве таких методов предлагается рассмотреть маркетинговый подход к корректировке стратегии социально экономических реформ. Применение эффективного механизма, основу которого составляют маркетинговые технологии, позволит учитывать специфические черты региональной структуры, особенности разработки и реализации социальной политики, привлечения инвестиций, формирования финансовых потоков, организации экономической деятельности в регионе.
    Использование инструментов маркетинга в реформировании социальной сферы носит характер социального маркетинга, под которым следует понимать монолитную систему управления, технологический процесс на региональном рынке и научную концепцию как неделимое целое в решении проблем удовлетворения социальных потребностей жителей, населяющих территорию региона, создавая, предлагая и доводя до потребителя услуги, материальные продукты и денежные средства.
    В данной трактовке понятия социальный маркетинг четко прослеживается двойственность его характера, выраженная неразрывностью науки и практики. Методический инструментарий, положенный на научную основу и используемый в практике региона, является наиболее эффективным в достижении социальных целей и решении задач, стоящих перед регионом в настоящее время.
    Социальный маркетинг в стратегическом управлении регионом является одной из важнейших функций. Маркетинговая концепция в социальной сфере представляет собой систему маркетинга, основанную на философии, согласно которой миссия организаций, функционирующих на рынке социальных услуг, состоит в удовлетворении социальных нужд населения в условиях уникальной среды и специфических особенностей производимых услуг. Маркетинг с его теоретическими и прикладными аспектами применимыми к рынку социальных услуг выступает здесь не только в качестве базовой технологии управления социальной сферой региона, но и в роли новой интегрирующей функции по обеспечению взаимного согласования интересов населения, проживающего в регионе, и его потребностей.
    Являясь важной составной частью регионального управления, система предоставляемых социальных услуг отражает определенный уровень качества жизни и обеспечивает реализацию региональной деятельности.
    Необходимость использования инструментов социального маркетинга можно объяснить рядом причин, среди которых выделяются следующие:
    1. Обеспечение достойного уровня жизни населения и реализации его трудового потенциала. В условиях перманентного инновационного процесса, которым характеризуется современный этап развития России, решение данных проблем отчасти переносится на уровень муниципальных образований, тем не менее, участие региональных структур в непосредственном обеспечении жизнедеятельности населения, ориентированном на удовлетворение социальных потребностей, в настоящее время остается приоритетным.
    2. Тенденция к усилению конкурентной борьбы в частном секторе социальной сферы и за его пределами.
    3. Постоянный дефицит бюджета, приводящий к сокращению финансовых вложений в сферу социальных услуг.
    4. Дифференциация спроса на социальные услуги, что является детерминантой социального расслоения общества, обусловленного непреодолимой разницей в уровне доходов населения.
    5. Активное проникновение рыночных механизмов в деятельность организаций социальной сферы.
    6. Поиск инновационных методов формирования социальных отношений, управления процессами, происходящими в социальной сфере.
    Применение инструментов социального маркетинга на региональном уровне является привлекательным с точки зрения:
    1) эффективности претворения в жизнь региональных и государственных программ в силу направленности их социальной составляющей на определенных потребителей социальных услуг;
    2) повышения эффективности форм и методик управления социальными процессами на региональном уровне и возможности направлять усилия на преодоление наиболее острых социальных проблем;
    3) создания с помощью маркетинговых технологий в изучении ситуации на рынке социальных услуг информационной базы для подготовки управленческих решений (стратегических и концептуальных), разработки региональных программ развития социальной сферы, и проведения их ситуационного и комплексного анализа;
    4) повышения удовлетворенности потребителей услуг общественного характера деятельностью региональных органов власти за счет рационального и эффективного применения технологий социального маркетинга, что окажет содействие в становлении стабильных социальных отношений в региональном сообществе;
    5) создания условий, улучшающих качество жизни, материальное положение, уровень социальной удовлетворенности разных слоев населения региона;
    6) обеспечения гарантий по соблюдению потребительских и конституционных прав жителей региона на социальную защиту, уровень образования, охрану здоровья, культуру, обеспеченность нуждающихся в жилье и коммунальных услугах.

    Список использованной литературы

    1. Агафонова М.С., Половинкин И.С., Муратова А.В. Инвестиции в производство общественных благ: тенденции развития в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 2. С. 426–430. URL: http:// e-koncept.ru/2016/46100.htm.
    2. Дурандина О.А., Разорвин И.В. Инновационные маркетинговые технологии в муниципальном управлении // Вопросы управления. 2014. № 28.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2