Роль аналитико-оценочной компетентности в профессиональной деятельности педагога

ROLE OF ANALYTICAL-EVALUATIVE COMPETENCE IN TEACHER’S PROFESSIONAL ACTIVITY



mihayluk-1406@mail.ru
главный специалист отдела лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений департамента надзора и контроля за соблюдением законодательства в области образования комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
senior specialist, the Department of Licensing and State Accreditation of Educational Institutions, the Department of Supervision and Control over Legislation Compliance in Education, the Committee for General and Professional Education of Leningrad Region
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • компетентность
  • аналитическая и оценочная компетенции
  • аналитико-оценочная компетенция
  • педагогические технологии
  • методы оценивания
  • эффективность
  • качество и профессионализм
  • Keywords:

  • competence
  • analytical and evaluative competences
  • analytical-evaluative competence
  • pedagogical techniques
  • assessment methods
  • efficiency
  • quality and professionalism
  • В статье рассматривается роль аналитико-оценочной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Показаны особенности формирования и развития аналитико-оценочной компетентности в современных условиях. Определены место и роль аналитической и оценочной компетенций в формировании базовых компетентностей педагога.

    We consider the role of analytical-evaluative competence in teacher’s professional activity. We demonstrate the characteristics of formation and development of analytical-evaluative competence under modern conditions. We determine the place and role of analytical and evaluative competences in developing the basic teacher’s competences.

    Обзор статьи

    Необходимость реализации государственной политики перехода страны на качественно новый уровень обусловлена глобальными переменами во всём мире. В соответствии со Стратегией развития России до 2020 года, в которой определён перевод научно-промышленного потенциала на инновационный путь развития, нужны существенные изменения в системе образования на всех её уровнях [9].
    В Концепции Модернизации образования отмечается, что успешность её реализации во многом зависит от уровня сформированности профессионализма педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни.
    В современном обществе формируется понимание того, что показателем положительных образовательных достижений обучающихся на всех уровнях образования является не репродуктивная информация, приобретённая в процессе обучения и воспитания, а умения, навыки, способы деятельности, необходимые обучающимся для того, чтобы оценивать и решать возникающие задачи.
    В связи с этим актуальной становится задача по формированию аналитико-оценочной компетентности у педагогов с целью ориентации образования на формирование ключевых компетентностей на основе оценочной компетентности.
    Формирование личности, обладающей оценочной компетентностью, в условиях системы общего образования предполагает наличие сформированной аналитико-оценочной компетентности педагога, включающей в себя знания критериев оценки уровня подготовки, достижений школьников на основе формирования ключевых компетенций личности; умения по оценке образовательных достижений, по рефлексивности оценки, по самооценке, по вариативности оценки, по аутентичному оцениванию; владение системой оценивания через многообразие педагогического инструментария, мониторинга, различных видов оценочных шкал: количественной, порядковой, качественной [10].
    Проблема аналитико-оценочной компетентности и педагогического анализа постоянно была в центре внимания как практических работников, так и многих ученых‐педагогов. Исследования Ю.А. Конаржевского, М.Е. Кондакова, Н.В. Кухарева, А.Е. Марона, В.П. Топоровского, А.А. Орлова, В.П. Худоминского, В.П. Панасюка, М.М. Поташника, Т.И. Шамовой, Р.М. Шерайзиной, П.И. Третьякова и других ученых обогатили арсенал науки. Изучение и обоснование вопросов формирования, развития аналитико-оценочной компетентности у педагогов, применения ее в ходе практической педагогической деятельности являются актуальными и важными в современных условиях для многих ученых и практических работников [7].
    В.П. Топоровский предлагает рассматривать вопросы формирования и развития аналитико-оценочной компетентности педагога через призму компонентов общего уровня компетентности применительно к условиям и специфике его деятельности. В своих работах он обосновывает подходы к формированию и развитию аналитико-оценочной компетентности в ходе повышения квалификации, самообразовательной деятельности, методической работы и аттестационных мероприятий [8].
    Рассмотрим составляющие аналитико-оценочной компетентности педагогов.
    Аналитическая компетентность представляет собой интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной социализации и адаптации в аналитической сфере деятельности.
    Сформированность аналитической компетентности можно определить по наличию у педагога следующих качеств и способностей: к эффективному поиску информации; к оценке и классификации данных; умению превращать информацию в знания; анализировать ее, хранить; эффективно применять и делиться полученными знаниями; к комплексному теоретическому и ситуационному анализу педагогических, социально-экономических и культурных процессов в образовательной среде; к сравнительному анализу и синтезу; разработке показателей образовательной деятельности, выстраиванию на их основе самостоятельной системы оценок.
    Умение вести самостоятельный поиск и обработку информации, проведение разностороннего анализа и определение критериев оценки обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагают непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение педагогов вести самостоятельный поиск.
    Оценочная компетентность в исследовании Ж.В. Болтачевой определена как «вид психической активности личности, посредством которой осуществляется процесс установления значимости или ценности объекта через определение его качественно-количественных характеристик, относительно соответствующей цели, критериев, эталонов» [2].
    В основе термина «оценочная компетенция», по мнению Ж.К. Ахмадиевой, лежит оценочная деятельность и готовность к использованию рациональных способов оценивания [1].
    Таким образом, оценочная компетенция, являясь технологическим компонентом педагогической деятельности, может осуществляться как самостоятельный вид деятельности либо иметь прикладной характер в познавательном, учебном, профессиональном и других процессах. Ведь именно оценочная компетенция лежит в основе такой базовой компетентности педагога, как умение принимать решения в различных педагогических ситуациях. Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности.
    При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные. Но возможность принятия решений обусловлена умением педагога своевременно и правильно оценить ситуацию, проанализировать варианты ее разрешения и выбрать самый оптимальный из них.

    Список использованной литературы

    1. Ахмадиева Ж.К. Развитие оценочных компетенций будущих учителей в условиях информатизации образования // Поиск. Сер. Гуманитарных наук. 2005. № 4. С. 249–254.
    2. Болтачева Ж.В. Формирование готовности студентов к оценочной деятельности в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла: дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2007.
    3. Жилина А.И. Системный подход в современном научно-педагогическом исследовании // Педагогический поиск: проблемы и пути решения: материалы 2-й нпк. школы молодого ученого. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006. С. 5–11.
    4. Кожевникова Э.Э. Развитие оценочной компетентности педагогов: методологический аспект // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4 (29).
    5. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М.: Педагогика,1986. 144 с.
    6. Сытникова А.В. Сущность оценочной компетенции в контексте оценочного подхода. М., 2011.
    7. Топоровский В.П. Аналитическая компетентность педагога; технологии развития, педагогический анализ, методы и формы оценки. 2‐е изд., стереотип. (Сер. «Управление школой»). М.: Планета, 2011. 176 с.
    8. Топоровский В.П. Проблемы совершенствования аналитико-оценочной деятельности педагогических работников // Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования «Человек и образование». 2011. № 1 (26). С. 52.
    9. Ядрышникова О.В. Актуализация компетенций педагога в сфере образовательных инноваций как условие повышения их квалификации // Мир науки, культуры, образования 2011. № 4 (29). С. 90.
    10. URL: http://rspu.edu.ru/rspu/science/conferences/conference_ped/section4/ melnikova.doc

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2