Компетентностный подход: опыт и перспективы внедрения в российском образовании

COMPETENCE APPROACH: IMPLEMENTATION EXPERIENCE AND PROSPECTS IN RUSSIAN EDUCATION



О.В. Налиткина
O.V. Nalitkina
olganalitkina@gmail.com
зав. кафедрой иностранных языков, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат педагогических наук
head of the Department of Foreign Languages, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Pedagogics
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • высшая школа
  • образовательный процесс
  • компетентностный подход
  • ключевые компетенции
  • профессиональное образование
  • Keywords:

  • higher school
  • educational process
  • competence approach
  • key competences
  • professional education
  • Статья посвящена актуальным для российского образования вопросам реализации компетентностного подхода, который остается темой современных педагогических дискуссий научного сообщества, в связи с рядом противоречий, выявленных при его практической реализации. В статье представлен анализ опыта и перспектив реализации компетентностного подхода в современном отечественном образовании с точки зрения современных требований к подготовке специалистов.

    We consider relevant for Russian education problems of competence approach implementation remaining the topic of modern scientific discussions due to a range of contradictions revealed during its realization.
    The article is dedicated to analyzing the experience and prospects of the competence approach in modern education in Russia from the point of requirements to training of skilled specialists.

    Обзор статьи

    Информационное общество, свидетелями формирования и развития которого мы являемся на данном этапе, отличает приоритетная важность процессов обработки и передачи информации, распространения знаний, что не может быть не учтено в новой парадигме образования. Задача повышения продуктивности подготовки современных специалистов, обладающих такими значимыми для способности конкурировать в профессиональной среде качествами, как компетентность, мобильность, высокая адаптивность, способность принимать решения и нести за них ответственность, сопряжена с уточнением и/или пересмотром содержания профессионального образования, методик и технологий организации и реализации процесса обучения. Молодые специалисты стремятся быть конкурентными на мировом рынке труда, чему способствуют интеграционные процессы и тенденция к глобализации в образовании, а также целенаправленные усилия по приведению российской системы образования в соответствие с ожиданиями мирового сообщества.
    Присоединение в 2003 году к Болонскому соглашению повлекло за собой всеобъемлющие изменения в стандартах образования и подходах к отбору его содержания, а также принятие мер по его модернизации в контексте компетентностного подхода.
    Данный подход ориентирован на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, в целом определяемых как ключевые компетентности [4]. Организация обучения в контексте такого подхода отражает прагматическую реакцию на требования современного рынка труда, в процессе подготовки у будущего специалиста не только должна сформироваться система профессиональных знаний, умений и навыков, необходимо предусмотреть и приобретение опыта в решении типовых профессиональных задач, что впоследствии значительно облегчит вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, иными словами, профессиональную адаптацию.
    Компетентностный подход предполагает формирование у студентов не только профессиональных знаний и умений, определяющих уровень их квалифицированности, но и качеств, способствующих успешной реализации практически в любой профессиональной сфере, таких как стремление к дальнейшему профессиональному развитию, умения, связанные с отбором и обработкой информации, готовность к взаимодействию с коллегами, умение работать в команде, готовность к принятию решений, владение информационными технологиями и готовность осуществлять профессионально-ориентированное иноязычное общение. Иными словами, успешным специалиста делает не широкая осведомленность в различных сферах знаний, а способность эффективно реализовать свой потенциал и применить данные знания для решения практических проблем.
    Различные аспекты реализации компетентностного подхода, такие его особенности, как ориентированность на овладение обобщенными знаниями, умениями и способами деятельности достаточно подробно рассматривались в работах отечественных исследователей (И.С. Якиманская, П.Я. Гальперин, В.Д. Шадриков). То есть, мы не можем говорить об абсолютном новаторстве его реализации в российском образовании, особенно в отношении отбора содержания образования и постановки целей и задач. Ряд исследователей видит некоторую общность данного подхода с предшествовавшими ему дидактоцентрическим (Н.Ф. Виноградова) культурологическим (В.В. Краевский), научно-образовательным (С.А. Пиявский) подходами.
    В многочисленных исследованиях компетентностный подход противопоставляется знаниевому, характеризующемуся предъявлением учащимся готовой, по большей части теоретической информации, впоследствии воспроизводимой ими в типовых учебных ситуациях для более прочного закрепления. Решение же практических задач вызывает значительные затруднения, несмотря на достаточный объём теоретической подготовки. Адаптивность таких специалистов, о которой мы говорили выше как о необходимом условии конкурентоспособности, крайне невысока, им непросто адаптироваться к конкретной профессиональной ситуации, гибко переносить свои знания в иную сферу деятельности, проявлять независимость мышления и инициативу.
    Компетентностный подход продолжает вызывать оживленную полемику в связи с целым рядом противоречий, выявленных при его практической реализации, продолжаются дискуссии о категориальном аппарате, разграничении понятий «компетентности» и «компетенции», трактовке данного подхода в теории и практике российского образования, что лишний раз говорит о динамическом характере данного явления, необходимости постоянной работы по пересмотру и доработке путей его реализации. Ценность подобных дискуссий – в разработке действительно жизнеспособных моделей подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям [7]. Очевидным представляется, что необходимый современной системе российского образования переход к компетентностному подходу и его успешная реализация – крайне непростой процесс, замедляемый целым рядом факторов как социально-экономического характера (переход российского образования на коммерческие рельсы, снижение регулятивной роли государства в образовании, следовательно, возросшая вариативность программ подготовки, уже упомянутые ранее глобальные тенденции к интеграции), так и разногласиями в подходах к классификации компетенций, трактовке базовых понятий, выборе средств и механизмов педагогических воздействий.
    При разработке «Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы» и «Стратегии модернизации содержания общего образования» было отмечено, что «речь не должна идти о быстром и тотальном переходе российской школы на компетентностный подход. Следует ставить вопрос о среднесрочной (3–5 лет) перспективе, связанной с проведением необходимых исследований и разработок» [9]. Практические результаты говорят о том, что работа по внедрению компетентностного подхода, уже принесшая целый ряд положительных промежуточных результатов, требует расширения временных рамок и должна быть продолжена в меняющихся реалиях. Спрос на более квалифицированных специалистов в российской экономике имеет тенденцию к росту не только в связи с необходимостью улучшения показателей ВВП, но и с соответствующими демографическими тенденциями, поскольку к 2020 году прогнозируется значительное снижение предложения на рынке труда.

    Список использованной литературы

    1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.
    4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р) // Бюллетень высшего образования. 2006. № 1.
    5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
    6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: труды методологического семинара М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
    7. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2003.
    8. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
    9. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2