Концептуальные основы патриотического воспитания

CONCEPT BASICS OF PATRIOTIC EDUCATION



О.В. Шарашова
O.V. Sharashova
shov26071969@yandex.ru
заместитель заведующего по воспитательной и методической работе ГБ ДОУ города Севастополя «Детский сад № 35 комбинированного вида»
deputy director for educational and pedagogical work, Kindergarten of combined type № 35
г. Севастополь
Sevastopol

Ключевые слова:

  • воспитание патриотизма
  • воспитание нравственности
  • детский сад
  • принципы патриотического воспитания дошкольников
  • приоритеты патриотического воспитания
  • направления воспитания патриотизма в детском саду
  • Keywords:

  • instillation of patriotism
  • instillation of morale
  • kindergarten
  • principles of patriotic education of pre-school children
  • priorities of patriotic education
  • directions of patriotic education in kindergarten
  • Статья посвящена актуальным для современного российского общества вопросам воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Обосновывается идея о том, что патриотическое воспитание надо начинать с дошкольного возраста, рассматриваются приоритеты и определяются направления воспитания патриотизма у дошкольников.

    We research relevant for the modern Russian society problems of patriotic education of the rising generation. We prove the idea that patriotic education should be started at pre-school age. Priorities and direction of patriotic education of pre-school children are considered.

    Обзор статьи

    Проблемы воспитания нравственности в настоящее время актуальны для всего мирового сообщества. Но в разных странах существуют различные подходы к вопросам воспитания нравственности и патриотизма граждан. Это зависит от истории становления и укрепления государственности в той или иной стране, от конкретных социально-политических условий, значимости социальных институтов и идеологии конкретного государства.
    Россия является многонациональным и полиэтническим государством. Поэтому важная роль в воспитании нравственной гражданственности в нашей стране должна отводиться вопросам этнического просвещения, принятия многообразия сосуществующих культур и их социального взаимодействия. «Мы веками жили вместе. Вместе победили в самой страшной войне. И будем вместе жить и дальше. А тем, кто хочет или пытается разделить нас, могу сказать одно – не дождетесь». Эти слова Владимир Путин произнес, будучи еще премьер-министром РФ, во время встречи с представителями религиозных и общественных организаций России. На встрече шел разговор о единстве страны, о том, что несмотря на многонациональность и многоконфессионность, Россия – единая страна, и ее граждане не должны допускать межнациональных конфликтов. Актуальность этого вопроса определяется тем, что от его реализации во многом зависит будущее России, приобретение обществом новой идеологии, органической частью которой, ее точкой опоры является патриотизм.
    Патриотизм органично включается в идеологию, в программы и содержание образования человека XXI века, и при этом его ценностное, духовно-нравственное основание является неотъемлемой частью современной концепции модернизации образования [2]. Ключевые основы нравственности, духовности и патриотичности зрелой личности формируются в детском возрасте на базе пережитых положительных эмоций. При этом, чем более эмоционально и ярко ребёнок переживет знакомство с историей своего государства, тем более невозможным будет возникновение его антигосударственных, непатриотических взглядов в будущем.
    Вопросы патриотического воспитания на современном этапе развития российского общества приобрели особую актуальность.
    Так, в качестве основной цели Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» определяется «…создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [1].
    У граждан современной России появились потребности и стремления к причастности к делам своего государства, желание сделать что-то полезное для своего Отечества. Именно с этим связано появление и активное развитие в обществе различных детских патриотических клубов, молодёжно-патриотических движений и др. Подобные инициативы следует поддерживать и развивать, создавая благоприятные условия для формирования гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения, и начинать надо уже с детского сада.
    Формирование патриотизма как качества личности происходит по следующему, известному в педагогике алгоритму (см. рисунок), где при условии формирования всех компонентов можно достичь желаемого результата.
    Основные принципы патриотического воспитания дошкольников, полностью соответствуют принципам дошкольного образования, определённым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), это:
    1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
    2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
    3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
    4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
    5) сотрудничество Организации с семьей;
    6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
    7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
    8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
    9) учет этнокультурной ситуации развития детей [5].
    Как известно, особенностями проявления чувств у дошкольников являются их скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее чувство может угаснуть. Следовательно, необходимо закреплять это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации: творческие игры, подготовка к участию и участие в тематическом празднике, трудовые акции, акции памяти и мн.др.
    При разработке содержания патриотического воспитания для детей дошкольного возраста следует придерживаться следующих приоритетов:
     приоритет этнического и конфессионального признания, равноправия и взаимодействия различных культур современного мира;
     возрождения, сохранения и развития этнокультурной самобытности и диалога культур;
     соответствие содержания и методов подачи историко-героического материала уровню развития, определенному реальными возрастными и психологическими особенностями восприятия детей дошкольного возраста;
     преемственность, продолжение и углубление содержания межкультурного образования на этапе начального образования.

    Список использованной литературы

    1. Постановление Правительства РФ № 1493 от 30.12.2015 г. «О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы"». URL: http://government.ru/media/files/ 8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 14.09.2016).
    2. Бахтин Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. 2014. № 10. С. 349–352.
    3. Фролов М.И., Кузенкова М.В. Воспитание патриотизма подрастающего поколения. URL: https://murzim.ru/nauka/pedagogika/29030-vospitanie-patriotizma-podrastayuschego-pokoleniya.html (дата обращения: 05.10.2016).
    4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    6. Мухоморина Л.Г. Араджиони М.А. [и др.]. Познаём мир вместе. Симферополь: Антиква, 2010.
    7. Путин на Валдае заявил, что Россия достойна лучшей власти // Русский обозреватель: [сайт]. URL: http://www.rus-obr.ru/ru-web/26492 (дата обращения: 05.10.2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2