Возможности применения модульно-компетентностного подхода в организациях среднего профессионального образования

POSSIBILITIES OF APPLYING MODULAR COMPETENCE- BASED APPROACH IN ORGANIZATIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION



Л.Г. Михайлюк
L.G. Mikhailyuk
frpo@loiro.ru
консультант отдела лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
consultant, the Department of Licensing and State Accreditation of Educational Institutions, the Committee for General and Vocational Education of Leningrad Region
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • компетентность
  • компетенция
  • личностно-ориентированные технологии
  • модульно-компетентностный подход
  • модуль и модульное обучение
  • педагогические технологии
  • Keywords:

  • competence
  • competence
  • personality-oriented technologies
  • modular competence-based approach
  • module and modular training
  • educational technologies
  • В статье рассматривается значение и роль модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании. Раскрыты особенности технологий, используемых при его применении. Проанализированы отличия модульно-компетентностного от традиционного подхода.

    We consider the importance and the role of modular competence-based approach in vocational education. Specific features of technologies used when applying the approach in question are revealed. We analyze the differences between modular competence-based approach and traditional approach.

    Обзор статьи

    Система общего и профессионального образования в нашей стране на протяжении последних десятилетий находится в стадии реформирования. Изменения, происходящие в системе образования, затронули как философию и содержание, так и структуру и технологии, применяемые в процессе обучения.
    С 1 сентября 2013 года вступил в действие Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», в профессиональных образовательных организациях обучение строится на основе федеральных государственных образовательных стандартов, техникумы и колледжи планируют начать реализацию образовательных программ по пятидесяти самым востребованным профессиям и специальностям, так называемый ТОП-50 [8].
    Определение ТОП-50 самых востребованных профессий и специальностей обусловлено экономической ситуацией в Российской Федерации, предъявляющей новые требования к системе общего и профессионального образования в целом и к профессиональной компетенции выпускников в частности.
    Сегодня обеспечение качества образования становится ключевым. В последнее десятилетие проведена содержательная модернизация системы.
    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрела создание современной системы оценки качества образования [4].
    В России формируется понимание того, что показателем положительных образовательных достижений обучающихся всех уровней образования являются не столько теоретические знания, представляющие собой репродуктивную информацию, полученную в процессе обучения и воспитания, сколько прикладной характер полученных знаний, приобретенный умений и сформированных навыков, чтобы адекватно и компетентно анализировать, оценивать и решать возникающие задачи на практике. От специалистов в современном мире требуется умение быстро реагировать на происходящие изменения, совершенствовать свои знания и навыки, анализировать большое количество информации. В этих условиях традиционный подход в образовании, цель которого сводится к получению обучающимися определенного объема знаний, уже не актуален. Нужны новые способы передачи и овладения информацией. Одним из таких является способ, основанный на модульно-компетентностном подходе, требующем знаний, умений и способностей решать проблемы разной сложности в определенных областях, основываясь на имеющихся знаниях. При таком подходе ценятся не сами знания, а способность личности использовать и грамотно применять их [2].
    Ученые, рассматривающие вопросы появления и внедрения модульно-компетентностного подхода в педагогическую практику, отмечают в своих исследованиях, что знаниевая парадигма сама по себе, без практической отработки оказывается недостаточно эффективной.
    В связи с этим особенности и проблемы модульно-компетентностного подхода в последние годы вызвала интерес ученых и практических работников.
    В основе модульно-компетентностного подхода при организации профессионального обучения лежит идея разбивки содержания на определенные блоки, составные части, т.е. модули.
    Э.В. Кондратьева в своей работе «Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании Российской Федерации» раскрывает понятие модуль следующим образом: «Модуль – в переводе "мера", функциональный узел. В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру» [3].
    Специфика среднего профессионального образования определяет требования к результатам обучения как овладению студентом техникума или колледжа перечнем определенных видов профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями.
    Главное место в профессиональном обучении отводится приобретению практического опыта на основе осваиваемых знаний и умений.
    Необходимый уровень профессиональной компетентности достигается пошагово, постепенно, при освоении содержания одного модуля за другим. При этом каждый модуль с одной стороны расширяет компетенции, сформированные предыдущими, с другой – формирует новые компетенции.
    Таким образом, происходит формирование гибкой, хорошо организованной последовательности освоения учебного материала и его интеграции в практическую деятельность студента профессиональной организации.
    В работе В.П. Топоровского «Модульно-компетентностный подход к профессиональной подготовке взрослых в учреждениях СПО» раскрывается содержание модулей как «целостной совокупности элементов системы, имеющей внутренние и внешние связи» [8].
    Ученый раскрывает методологический смысл использования модульного обучения в профессиональном образовании, рассматривает структуру модуля, состоящую из всех обязательных частей любой образовательной программы:
    - учебные цели и задачи;
    - перечень необходимого оборудования, материалы и инструменты;
    - смежные учебные элементы (УЭ);
    - учебный материал в виде краткого текста, сопровождаемого иллюстрациями;
    - перечень практических занятий по формированию компетенций;
    - набор контрольно-измерительных материалов в соответствии с целями и уровнем усвоения материала [8].

    Список использованной литературы

    1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/923 (дата обращения: 03.04.2017).
    2. По анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2010. 63 с.
    3. Кондратьева Э.В. Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании Российской Федерации. М.: Академия, 2004.
    4. Куторго Н.А. Модульно-компетентностная технология реализации стандарта СПО в колледже / ФГАУ ФИРО. М., 2014. С. 4.
    5. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М.: Академия, 2001. 272 с.
    6. Топоровский В.П. Аналитическая компетентность педагога; технологии развития, педагогический анализ, методы и формы оценки. 2-е изд., стереотип. (Сер. «Управление школой»). М.: Планета, 2011. 176 с.
    7. Топоровский В.П. Проблемы совершенствования аналитико-оценочной деятельности педагогических работников // Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования «Человек и образование». 2011. № 1 (26). С. 52.
    8. Топоровский В.П. Модульно-компетентностный подход к профессиональной подготовке взрослых в учреждениях СПО / Человек и образование. CПб.: ИППО РАО, 2014.
    9. Компетентностный подход в профессиональном образовании // SYL.ru: [сайт]. URL: https://www.syl.ru/article/173512/new_kompetentnostnyiy-podhod-kompetentnostnyiy-podhod-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 03.04.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2