Компетентностный подход: ретроспективный анализ и современные проблемы внедрения

COMPETENCE APPROACH: RETROSPECTIVE ANALYSIS AND CURRENT IMPLEMENTATION PROBLEMS



О.В. Налиткина
O.V. Nalitkina
olganalitkina@gmail.com
заведующая кафедрой иностранных языков, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат педагогических наук
head of the Department of Foreign Languages, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Pedagogics
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • компетентностный подход
  • ключевые компетенции
  • перечень компетенций
  • ретроспективный анализ
  • этапы развития
  • высшая школа
  • образовательный процесс
  • система оценки компетенций
  • Keywords:

  • competence approach
  • key competences
  • range of competences
  • retrospective analysis
  • development stages
  • higher school
  • educational process
  • system of competences assessment.
  • Вопросы реализации компетентностного подхода остаются актуальными для российского образования. Его внедрение на практике выявило ряд спорных моментов, которые продолжают дискутироваться академическим и педагогическим сообществом. В статье выделены этапы становления компетентностного подхода, представлен его ретроспективный анализ, а также рассмотрены проблемы реализации компетентностного подхода в современном отечественном образовании с точки зрения современных требований к подготовке специалистов.

    The problems of competence approach implementation remain relevant for Russian education. Its practical application revealed a range of contradictions being a topic for discussion in academic and educational society. We distinguish the stages of competence approach development, offer a retrospective analysis of the approach in question and consider the current problems of implementing it in modern education from the point of current requirements to training of skilled specialists.

    Обзор статьи

    Компетентностный подход является одним из ключевых концептуальных положений обновления содержания образования. Его разработчики, ссылаясь на международную практику в области образования, выдвигают ключевые компетенции в качестве основополагающего понятия, интегрирующего знаниевый компонент, навыки, а также интеллектуальную составляющую образования. При этом содержание образования формулируется в направлении от конечного результата, получаемого на выходе, от профессиональных стандартов. Принципы непрерывности и гибкости профессионального образования также составляют основу компетентностного подхода.
    Продолжающиеся дискуссии по поводу разграничения понятий компетенции и компетентности, уточнения перечня формируемых компетенций заставляют нас обратиться к истории вопроса, рассмотреть эволюцию данного подхода в российском и мировом образовании.
    Проблемы становления компетентностного подхода достаточно подробно изучены отечественными исследователями. Проанализировав работы, посвященные основным категориям и принципам его реализации, а также проблеме соотношения компетенции и компетентности (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.И. Байденко, Н. Хомский, Л.А. Петровская, Л.И. Берестова, П.Я. Гальперин, В.Д. Шадриков и др.), вслед за И.А. Зимней выделим три этапа становления компетентностного подхода в образовании.
    I этап (1960–1970 гг.)
    По И.А. Зимней, в данный период в научный категориальный аппарат вводится понятие «компетенция» и предпринимается попытка разграничения понятий «компетенция» и «компетентность», где последнее интерпретируется как профессиональная деятельность человека, основывающаяся на его знаниях, а также обусловленная личностными и социальными характеристиками [2]. У истоков образования, ориентированного на развитие компетенций (competence-basededucation), стоял Н. Хомский, который привнёс само понятие «компетенция» в теорию лингвистики в 1965 году.
    II этап (1970–1990 гг.)
    Второй этап характеризуется более широким распространением категорий компетенции и компетентности, в первую очередь, в педагогической практике, но параллельно они начинают применяться и в теории управления для характеристики уровня профессионализма. Начинается исследование содержания таких понятий, как «социальные компетенции и компетентности». В исследовании И.А. Зимней приведена ссылка на работу Дж. Равена «Компетентность в современном обществе» (Лондон, 1984 г.), в которой автор рассматривает компетентность как явление, состоящее из большого числа компонентов, иными словами «мотивированных способностей», которые независимы друг от друга и относятся к когнитивной и эмоциональной сферам и «могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [3]. Равен приводит достаточно детальный перечень из 37 видов компетентностей, среди которых мы хотим выделить наиболее релевантные изучаемой нами проблеме формирования компетенций в высшей школе:
    - готовность и способность обучаться самостоятельно;
    - самоконтроль;
    - самостоятельность мышления, оригинальность;
    - критическое мышление; готовность решать сложные вопросы;
    - готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;
    - готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
    - способность к совместной работе ради достижения цели;
    - готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения;
    - способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;
    - готовность заниматься организационным и общественным планированием [3].
    В отечественной педагогике и психологии второй этап становления компетентностного подхода в образовании отмечен целым рядом исследований, авторы которых разрабатывают практически ориентированные обучающие технологии (Л.А. Петровская), рассматривают компетентность как свойство личности в контексте профессиональной деятельности (Н.В. Кузьмина).
    Таким образом, на данном этапе исследования в области компетентностного подхода приобретают большую практическую направленность, что в перспективе делает возможным положить компетентностный подход в основу системы отечественного образования.
    III этап (с 1990 года)
    И.А. Зимняя в своих работах связывает третий этап развития компетентностного подхода в российской науке с исследованиями А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Л.П. Алексеевой и др., где компетентность рассматривается в общем контексте профессиональной деятельности педагога.
    Расширяется трактовка понятия «компетентность», в ней выделяют такие компоненты, как профессиональные знания, профессиональные умения, профессиональные психологические установки, личностные характеристики, положенные в основу овладения профессиональными знаниями и умениями.
    Особый вклад в разработку проблемы внес Э.Ф. Зеер, который в своем исследовании на основании концепции развивающего профессионального образования выделил основные (смыслопорождающие) понятия: компетентности, компетенции и ключевые квалификации как метапрофессиональные качества [1].
    В отечественной науке данный этап характеризуется созданием научных лабораторий, коллективов исследователей, занятых вопросами практической реализации компетентностного подхода в российском образовании. Так, в рамках Национального фонда подготовки кадров в г. Санкт-Петербурге на базе РГПУ им. Герцена была подготовлена коллективная монография «Компетентностный подход в педагогическом образовании» (2005 год), в которой представлены результаты коллективного исследования путей и технологий обновления педагогического образования в контексте модернизации общего образования (В.А. Козырев, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицына, И.С. Батракова, Е.В. Баранова, В.Ю. Сморгунова, Ю.В. Еремин, и др.). Ценность данного исследования заключается еще и в том, что его авторами были выделены этапы развития профессиональной компетентности [5].
    В зарубежных исследованиях третий этап становления компетентностного подхода был ознаменован определением набора ключевых компетенций, формирование которого может быть принято в качестве цели образовательного процесса.

    Список использованной литературы

    1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 215 с.
    2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: труды методологического семинара. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 35 с.
    3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. 34–42.
    4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос»: [сайт]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 30.04.2017).
    5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. проф. В.А. Козырева и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 392 с.
    6. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
    7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: [сайт]. URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 30.04.2017).
    8. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. // Интернет-журнал «Эйдос»: [сайт]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 30.04.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2