Информальное образование и гражданское воспитание молодежи

INFORMAL EDUCATION AND CIVIL EDUCATION OF YOUTH



О.В. Павлова
O.V. Pavlova
olga_melent.eva@mail.ru
советник ректора по педагогическому образованию АНО ВО «Смольный институт Российской академии образования», кандидат педагогических наук, доцент
rector’s adviser for pedagogical education, Smolny Institute of Russian Academy of Education, PhD in Pedagogics, associate professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • гражданское воспитание
  • информальное образование
  • сетевое информальное образование
  • глобальная информальная образовательная среда
  • модифицированные социальные сети
  • дискурсивно-оценочный подход
  • массовые этические оценки
  • Keywords:

  • civil education
  • informal education
  • network informal education
  • global informal educational environment
  • modified social networks
  • discursive-evaluative approach
  • mass ethical assessment
  • В статье рассматриваются актуальные для современной России проблемы воспитания гражданственности. Автор показывает, как с помощью сетевого информального образования можно сформировать такую систему ценностей, такой круг отношений, где в процессе непрерывных дискурсивных практик, имеющих под собой четкие нравственные основания, на основе дискурсивно-оценочного подхода воспитывается новый человек, гражданин своего Отечества, ориентированный на творчество и созидание.

    We consider relevant for modern Russia problems of instilling civic consciousness. We show how network informal communication can be used to establish such a system of values, such relationship that will contribute to bringing up a new person, a citizen of their Motherland focused on creativity and creation in the process of continuous discursive practices having clear moral grounds on the basis of discursive-evaluative approach.

    Обзор статьи

    В настоящее время Россия претерпевает не лучшие времена. Глобальные процессы в политической и социальной жизни общества, совершенствование оружия массового уничтожения и кризисы, переживаемые страной: экономический, экологический, перепроизводства, образования, гуманитарный, компетентности современных людей, культуры, образного интеллекта и др. – вынуждают искать выходы путем своего утверждения в мировом сообществе. Одним из кризисов является кризис доверия к традиционным идеалам, возникший и углубившийся с распадом СССР.
    В XX столетии строилось социалистическое общество, в котором идея социалистической справедливости коренилась в требовании личного самоограничения в пользу другого. Идея социальной справедливости полностью соответствовала глубинному нравственному чувству народа. Иными словами, у государства имелся вполне реальный кредит народного доверия. Именно этим кредитом доверия подпитывались и «корчагинский» психотип, и самоотверженный героизм Великой Отечественной Войны, и романтика ударных строек. В то время не приходилось говорить о гражданском, патриотическом воспитании молодежи.
    С построением «демократического» общества во всей остроте встал вопрос о соответствии идеала мировоззрению. Призывы не стали работать. Люди перестали доверять государственным деятелям, не стали чувствовать себя хозяевами страны, верить, что могут влиять на политические, экономические, социальные реформы.
    Как воспитать Гражданина своей страны? Каким образом воспитывать чувство патриотизма, ответственности за себя и за страну?
    В общей тематике педагогических исследований проблема гражданского воспитания занимает одно из важнейших мест. Рассмотрение вопросов о гражданском воспитании глубоко уходит своими корнями в античные времена (Аристотель, Платон). В эпоху Возрождения аспекты воспитания гражданина освещались, например, в работах Витторино да Фельтре, Томазо Кампанеллы, Мишеля Монтеня, Яна Аммоса Коменского. Большое внимание исследованию формирования гражданственности уделяли классики зарубежной и отечественной педагогики и в последующие периоды развития общественной мысли. Представители русской интеллигенции В.Г. Белинский, H.A. Добролюбов, А.И. Писарев, А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский рассматривали процесс становления личности с позиции гражданского воспитания. Формирование гражданственности через общественное воспитание и социализацию личности освещали В.М. Бехтерев, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, В.Н. Шульгин.
    Анализ современных научных исследований свидетельствует о том, что проблема гражданского воспитания и становления личности как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.
    Как известно, любой процесс воспитания связан с процессом обучения и наоборот. Поэтому воспитание гражданственности необходимо рассматривать с позиций образовательного процесса. Прежде всего, обратимся к определению «гражданское воспитание». Мы придерживаемся позиции доктора педагогических наук, профессора, академика РАО Б.М. Бим-Бада: «Гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку быть юридически, нравственно и политически дееспособным» [1].
    Гражданское воспитание тесно связано с патриотическим, нравственным и правовым воспитанием, основная цель которого заключается в формировании и воспитании в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества, а также подготовке к ответственному участию в политической жизни страны. Суть гражданского воспитания заключается в усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества. Поэтому не случайно в методологическую основу разработки и реализации ФГОС ДО заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
    К гражданским качествам личности относятся гражданская ответственность, гражданская активность, гражданский долг, гражданская зрелость, гражданское сознание, патриотизм, толерантность, уважение к законам государства, уважение к принятию прав и обязанностей. Гражданское воспитание характеризуется воспитанием политической культуры (это собственные политические взгляды, убеждения и гражданская позиция), воспитанием правовой культуры (то есть уважение к правовым нормам и законам страны, собственные моральные принципы, желание получить элементарную юридическую грамотность).
    С этой целью применяются учебный процесс, самообразование, просветительская работа в СМИ, внеклассные воспитательные занятия, деятельность семьи и общественных организаций, усилия которых направлены на воспитание в человеке гражданина.
    Однако наше государство в процессе реформирования образования с задачей непременно войти в мировую, глобальную образовательную систему (посредством гуманизации образования и инновационности обучения), перестало масштабно контролировать образовательный процесс. То есть, образовательные организации стали выполнять только обучающие функции и практически перестали осуществлять функцию воспитательную для формирования активного, полезного для общества гражданина.
    Рассматривая воспитание гражданственности с позиции образования, следует отметить, что из европейских деклараций, закладывающих фундамент непрерывного образования, Россией была заимствована новая форма образовательного процесса – информальное образование. В распространении этого понятия свою роль сыграли экспертные заключения, сделанные Общественной палатой РФ и ГУ-ВШЭ в 2007 году, обозначившие информальное образование как фактор конкурентоспособности страны и «значимый элемент современных образовательных систем».
    Под информальным образованием понимается процесс освоения новых знаний, протекающий вне рамок системы образования, реализуемый в ходе общения граждан в повседневной жизни и профессиональной деятельности, в котором человек приобретает знания и навыки и получает знания из ресурсов окружающей среды [4].
    Это условие социальной адаптации обучающихся, процесс формирования активной жизненной позиции, где социальные связи и отношения становятся более независимыми и основываются на индивидуальности человека, его творческом поиске, возросших возможностях выбора своей социальной ниши, на основе усиления социальной мобильности, снижения зависимости человека от определенных обстоятельств [3].

    Список использованной литературы

    1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
    2. Герасимов Ю.Н. Шкала оценки вреда Чигирева / Серия книг: нравственный путь человечества. СПб., 2012. 20 с.
    3. Павлова О.В. Информальное образование как условие социальной адаптации обучающихся разных возрастных групп // Вестник Орловского государственного университета. Федеральный научно-практический журнал. 2015. № 1 (42). С. 188–190.
    4. Павлова О.В. Сетевое информальное образование в контексте современной социокультурной ситуации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. Научно-теоретический журнал. 2015. № 1 (65). С. 156–161.
    5. Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсант. 2012. № 20. 6 февраля. С. 1.
    6. Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях // Модернизация экономики и глобализация: материалы IX Межд. науч. конф. Москва, 1–3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т – Высш. Шк. экон. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. С. 33.
    7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.
    8. Pavlova O.V. Network informal education as a global socio-cultural innovation // Scientific enquiry in the contemporary world: theoretical basics and innovative approach. Vol. 3 Psychology and pedagogics. Research articles. L&L Publishing Titusville, FL, USA, Copyright, 2012. Р. 156–160.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2