Значение сервисной деятельности в современной экономике

ROLE OF SERVICE ACTIVITY IN MODERN ECONOMY



Л.А. Аксенова
L.A. Aksenova
spb_aks@mail.ru
преподаватель кафедры управления социальными и экономическими процессами, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
senior teacher, the Department of Management of Social and Economic Processes, the State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • сервисная деятельность
  • экономическое развитие
  • сфера услуг
  • инновации
  • производственная сфера
  • факторы
  • прогресс
  • Keywords:

  • service activity
  • economic development
  • service sphere
  • innovations
  • production sphere
  • factors
  • progress
  • В статье обосновывается роль сервисной деятельности в условиях развития современной экономики. Рассматривается значение сферы сервиса в различных областях общественной жизни. Показано, что сервисная деятельность в настоящее время адаптирует множество инноваций, в том числе самостоятельно выступает инициатором их разработки, а также активизирует общественно-экономические отношения, что приводит к развитию сферы услуг и существенно меняет качество жизнедеятельности современного человека.

    We substantiate the role of service activity in the conditions of modern economy development. The role of service sphere in various areas of social life is considered. We prove that service activity is currently adopting a lot of innovation and triggering their development. It also boosts social and economic relations and considerably affects the quality of life of a modern human.

    Обзор статьи

    В последние десятилетия сервисная деятельность становится одной из самых перспективных отраслей экономики. Сегодня как развитые, так и развивающиеся государства ставят перед собой задачу – ускорить развитие сервисной деятельности для воздействия на экономический рост.
    Сервис в современном понимании – это системный набор сложно организованных и взаимоувязанных действий, связанный с предоставлением особой продукции – услуг, удовлетворяющих общие и индивидуальные запросы людей, служащий мощным фактором реализации человеческих потребностей [3].
    Развитие сервисной деятельности непосредственно влияет на уровень жизни населения. Сервисная деятельность охватывает значительную сферу общественных отношений, связанных с разработкой, производством и предоставлением различных видов услуг.
    Тесное взаимодействие производственной сферы и сервисного сектора экономики очевидно, поскольку развитие производства стимулирует рост и качество сервисной деятельности. Например, если предприятие производит продукцию, которая в дальнейшем становится объектом сервиса по техническому обслуживанию, то административная, финансовая деятельность предприятия требует юридического, информационного и другого обслуживания, и наоборот, наличие эффективно развивающегося технического сервиса способствует развитию производственной деятельности.
    Сервисная деятельность в настоящее время не только адаптирует множество инноваций, но и самостоятельно выступает инициатором их разработки, которые очень часто интегрируются в другие области экономики.
    Организация сервисной деятельности определяется целым рядом факторов, среди которых необходимо выделить исторический, демографический, социально-экономический. Так, демографическая ситуация, складывающаяся в стране, т.е. население, уровень его прироста, половозрастная структура, формы расселения и т.д., предопределяет характер и особенности развития сферы услуг. Например, хорошо известно, что увеличение доли пенсионного возраста способствует росту спроса на медицинские услуги.
    Роль и значение сервисной деятельности в развитии экономики неоднозначна, но без ее участия не может быть обеспечен прогресс.
    Сфера сервиса принимает непосредственное участие в создании благ (изготовление предметов потребления по индивидуальным заказам), что в свою очередь увеличивает рост валового национального дохода страны.
    Большая часть предприятий, связанных с сервисной деятельностью, относится к малому и среднему бизнесу, где формируется основной слой предпринимателей-собственников. На сегодняшний день существует общемировая тенденция: самостоятельная организация предприятий сервиса, например, в Италии доля семейных компаний составляет 90%, В Германии – 85%, Испании – 70%. Очень популярным становятся такой вид малого бизнеса, как открытие магазинов эко-продуктов. В России разрешено открывать частные дошкольные учреждения, что дает большие преимущества для организации бизнеса семейного типа [2].
    Таким образом, решается одна из проблем – создание новых видов товаров и услуг, а самое главное, более качественных. Появляется возможность для инновационной деятельности, что благоприятствует развитию предпринимательской активности, а это ведет к получению населением дополнительных доходов, к увеличению количества рабочих мест и работающего населения, что, по данным Госкомстата России, видно на рис. 1 [1].
    Одним из важных аспектов активного потребления услуг является сфера отдыха и развлечений. Во многих странах мира сложился и действует мощный рекреационный комплекс, который охватывает сеть предприятий обслуживания, таких как спортивно-оздоровительные, культурно-развлекательные и т.д., это говорит о том, что растет сектор материального производства, который специализируется на впуске товаров для отдыха, общественного питания, бытового обслуживания и т.д. В подобных условиях складывается предпочтение общеоздоровительного отдыха.
    Сервисная деятельность непосредственно связана с подготовкой новых рабочих мест, с формированием нового уровня работоспособной части населения, поскольку создаются программы и методы повышения качества трудовой жизни.
    Нельзя не отметить, что сфера услуг влияет на использование свободного времени, непосредственно на развитие человека как личности, семьянина, гражданина своей страны. Получая больше свободного времени, человек с помощью различных услуг способен повысить свой культурный потенциал, свое физическое здоровье, обогатить себя духовно.
    В современных условиях, повышая качество жизни, у людей возрастает потребность сохранять и поддерживать окружающую среду. В этой ситуации сервисная деятельность напрямую увеличивает объем услуг по озеленению, благоустройству как больших городов, так и маленьких населенных пунктов, по водоснабжению, канализации, уборке мусора, т.д. Появляются новые виды услуг по утилизации отходов, тем самым улучшающие окружающую среду. Примером могут служить данные Госкомстата России, представленные на рис. 2 [1].
    Сфера услуг является неотъемлемой частью культурного развития общества, предоставляя населению разнообразные социально-культурные услуги. Социально-культурные услуги относятся к социальным благам, это то, что объединяет культурную сферу, образование и здравоохранение. Эти социальные блага имеют особое значение для развития человека и общества.
    Развитие сервисной деятельности связано с ростом услуг социального обеспечения, что также является частью социальной политики государства.
    Сфера сервиса непосредственно способствует научно-техническому прогрессу. Статистика экономически развитых стран свидетельствует о том, что крупнейшие промышленные фирмы задействованы в изготовлении различной техники для процесса оказания услуг. А это, в свою очередь, требует профессиональной подготовки кадров.
    Повышение эффективности деятельности предприятий сферы сервиса сможет обеспечить стране в целом и обществу, в частности, увеличение таких показателей, как занятость и заработная плата трудоспособной части населения, валовой продукт, включающий в себя стоимость реализованных населению услуг, что, в конечном счете, будет способствовать росту экономического потенциала государства. На рис. 3 отображены данные Госкомстата России за 2016 год [1].

    Список использованной литературы

    1. Социально-экономическое положение федеральных округов // Госкомстат России: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_20/Main.htm (дата обращения: 15.01.2018).
    2. Ильина О.В. Методологические основы формирования профессиональной готовности специалистов к инновационному проектированию в сервисной деятельности // Научно-практический журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики». 2016. № 4.
    3. Фокина О.А. Сервисная деятельность как особый вид социальной практики // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». 2013. № 6.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2