Использование технологии адаптивного биоуправления для коррекции синдрома гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у детей

Use of Neurofeedback for Correction of Attention-Deficit Hyperactivity Disorder in Children



С.И. Сороко
И.В. Николаев
S.I. Soroko
I.V. Nikolaev
soroko@iephb.ru
niv80nnov@mail.ru
зав. лабораторией сравнительных эколого-физиологических исследований Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук, академик РАЕН, член-корреспондент РАН, лауреат Государственной премии СССР, доктор медицинских наук, профессор
научный сотрудник лаборатории сравнительных эколого-физиологических исследований Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук
Head of the Laboratory of Comparative Ecological and Physiological Studies, the Institute of Evolutionary Physiology and Biochemistry, Russian Academy of Sciences, full member of the Russian Academy of Natural Sciences, corresponding member of the Russian Academy of sciences, Winner of the USSR State Prize, Doctor of Medicine, professor
researcher, the Laboratory of Comparative Ecological and Physiological Studies of the Institute of Evolutionary Physiology and Biochemistry, Russian Academy of Sciences
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • гиперактивность с дефицитом внимания (ГРДВ)
  • дети
  • мозг
  • ЭЭГ биологическая обратная связь (НБОС)
  • Keywords:

  • attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD)
  • children
  • brain
  • neurofeedback
  • В статье рассматриваются возможности функциональной коррекции нарушений поведения детей и подростков, проявляющихся в гиперактивности с дефицитом внимания (ГРДВ), с использованием метода произвольной регуляции параметров электроэнцефалограммы в биотехнической системе с биологической обратной связью (БОС). Показано, что подавление тета-активности осуществляется не только за счет увеличения бета-ритма в отведении Cz, а за счет системных перестроек всего частотного спектра во всех зонах мозга. Произвольная регуляция параметров ЭЭГ с помощью БОС повышает мотивацию и активацию структур мозга, формирует в мозге функциональную систему, способствующую нормализации дефицита функций внимания и контроля двигательной активности. БОС-технологии являются мощным исследовательским инструментом для изучения функциональной значимости тех или иных физиологических систем в общей регуляции функций, поскольку, направленно изменяя отдельные параметры конкретной системы и оценивая внутрисистемные и межсистемные перестройки, возникающие в процессе НБОС регуляции, можно приблизиться к понимаю самих механизмов регуляции.

    We consider the possibility of functional correction of attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD) in children and adolescents, using the method of neurofeedback. We show that the suppression of theta activity is carried out not only by increasing the beta rhythm in the Cz zone but due to system rearrangements of the entire frequency spectrum in all brain areas. Voluntary regulation of EEG parameters aided by biofeedback increases motivation and activates the brain structures; it also forms in the brain a functional system that contributes to the normalization of attention deficit and control of motion activity. Biofeedback technologies represent a powerful research tool for the study of the functional significance of certain physiological systems in the general regulation of functions, as by intentionally changing individual parameters of a particular system and assessing the intra-and inter-system changes arising in the process of neurofeedback regulation, we can get closer to understanding the mechanisms of regulation.

    Список использованной литературы

    1. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при различных отклонениях психического развития. М., 1998. 237 с.
    2. Кропотов Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания: (нейрометрика, электромагнитная томография и нейротерапия). СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2005. 148 с.
    3. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2008. 288 с.
    4. Сороко С.И. Медико-физиологический мониторинг возрастного развития детей в Арктической зоне Российской Федерации как актуальная социальная проблема// Вестник Российской академии естественных наук. 2015. № 3. С. 130–135.
    5. Сороко С.И., Бекшаев С.С. Новая технология коррекции нервно-психических состояний с помощью НБОС-регуляции мощности и локализации электрических дипольных источников ЭЭГ // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2018. № 1. С. 65–72.
    6. Сороко С.И., Бекшаев С.С., Сидоров Ю.А. Основные типы механизмов саморегуляции мозга. Л.: Наука, 1990. 204 с.
    7. Abarbanel A. Gates, states, rhythms and resonances: The scientific basis of neurofeedback training // J. Neurotherapy. 1995. Vol. 1. № 2. P. 15–38.
    8. Banaschewski T., Brandeis D. What EEG/ERP tell us about brain function that other techniques cannot tell us // J. Child Psychology and Psychiatry. 2006. Vol. 48. P. 415–435.
    9. Barry R., Clarke A., Johnstone J. A revive of electrophysiology in attention deficit/hyperactivity disorder: Qualitative and quantitative electroencephalography // Clinical Neurophysiology. 2003. Vol. 114. P. 171–183.
    10. Cho B., Kim S., Shi D., Lee S. et al. Neurofeedback training with virtual reality for inattention and impulsiveness // Cyberpsychol. Behav. 2004. Vol. 7. № 5. P. 519–526.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2