Информационный менеджмент в развитии инновационного пространства

Information Management in Innovation Space Development



Н.Н. Голивцова
N.N. Golivtsova
golivzova@rambler.ru
доцент кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • единое информационное пространство
  • самоорганизующиеся системы
  • новые организационные подходы
  • информационный менеджмент
  • Keywords:

  • common information space
  • self-organizing systems
  • new organizational approaches
  • information management
  • Рассматриваются вопросы, связанные с влиянием глобальных информационно-экономических отношений на развитие менеджмента современных организаций. Обосновывается идея о том, что современные организационные системы должны учитывать быстро меняющийся информационный поток с учетом того, что информация, определяющая уровень конкурентоспособности, быстро устаревает. Информационный менеджмент должен в этих условиях обеспечивать качественно новые механизмы самоорганизации фирмы, тем самым расширяя единое инновационное пространство.

    We consider issues connected with the impact of global informational and economic relations on the development of management of modern organizations. We substantiate the idea that modern organizational systems should take into consideration rapidly changing information flow bearing in mind rapid obsolescence of the information determining the level of competitiveness. Thus, information management is to provide radically new mechanisms of business self-organization contributing to the expansion of innovation space.

    Обзор статьи

    Для достижения эффективных производственных результатов фирме, работающей в информационно-экономическом пространстве, необходимо использовать системный подход. Он ориентируется на выявление центров формирующихся информационных, инновационных «кластеров». Отсюда распространяются информационные, инновационные «волны», поэтому приближение к ним повышает экономический статус, способствует высокой конкурентоспособности организации. Данный структурный механизм динамичен, поскольку в инновационном пространстве постоянно появляются и исчезают мощные информационные потоки. Это требует от организаций не просто новых адаптивных возможностей, но особой системы самоорганизации. Последняя связана с анализом больших объёмов научно-технического знания, использованием обширных объёмов информации. Важной стороной самоорганизации является гибкая ее техническая основа. Появление перестраивающихся модульных, матричных технологических архитектур создает возможность встраивать в производственные схемы самоорганизующиеся, саморазвивающиеся информационные структуры. Механизм данной самоорганизации проецируется на планирование и программирование, организационные подходы, координационный механизм. Инновационный менеджмент учитывает, что информация, определяющая уровень конкурентоспособности, находится в постоянном развитии, причем она быстро морально устаревает. Поэтому важно, чтобы организация использовала интеллектуальный потенциал нескольких информационных потоков и в итоге оказалась в особом локальном информационном пространстве, обеспечивающем устойчивые позиции. В этих условиях необходимы перестраивающиеся коммуникативные сети, создающие возможность систематической перестройки технологической цепочки.
    Наличие единого информационного пространства самоорганизующейся системы позволяет большую часть обработки информации и принятия решений передать с верхних на нижние уровни. Информационные подразделения организации через интеллектуальный продукт могут устанавливать связи с множеством субъектов информационного пространства, расширяя тем самым связи научно-технической кооперации.
    Высвобождение информационного, инновационного потенциала связано с развитием новых экономических пространств, появлением новых сегментов рынка и прежде всего рынка высоких технологий.
    Между субъектами данной целостности устанавливаются особые отношения. Решающую роль здесь играют эталонные информационные структуры, базисные интеллектуальные продукты, инновационные приоритеты. Поиск, обработка и распространение информации субъектами осуществляется синхронно, взаимосвязано, формируется особый тип динамического инновационного равновесия. Субъекты производства осознают этот процесс, формируется новая психология «информационных, инновационных ожиданий», что существенно уменьшает степень риска, помогает работе страховых служб, венчурных организаций.

    Список использованной литературы

    1. Вейлл П. Искусство менеджмента. Новые идеи для мира хаотичных переменных / пер. с англ. И.Б. Козыревой. М.: Новости, 1993. 224 с.
    2. Меняев М.Ф. Информационный менеджмент. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. 301 с.
    3. Страссман П.А. Информация в век электроники: (проблемы управления) / пер. с англ. с сокр.; науч. ред. Б.З. Мильнера. М.: Экономика, 1987. 240 с.
    4. Хентце И., Хайнеке А. Содержание и задачи информационного менеджмента на предприятии // Проблемы теории и практики управления.1995. № 4. С. 50.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2