Исследование мотивационной составляющей источников лидерства в менеджменте

Study of Motivational Component of Leadership Sources in Management



В.М. Евлашкина
V.M. Evlashkina
nikavera5@mail.ru
ассистент кафедры менеджмента и инноваций, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
assistant, the Department of Management and Innovations, St. Petersburg State University of Economics
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • менеджмент
  • лидерство
  • мотивация
  • врожденное лидерство
  • приобретенное лидерство
  • потребность в безопасности
  • мотивация сотрудников
  • Keywords:

  • management
  • leadership
  • motivation
  • natural leadership
  • learned leadership
  • safety need
  • personnel motivation
  • В статье исследовано понятие лидерства, рассмотрены трактовки лидерства в менеджменте и психологии, определена мотивационная составляющая лидерства. Проанализированы классификации лидерства в теории и практике управления. Описаны результаты проведенного автором исследования и обоснована идея о взаимосвязи желания человека находиться рядом с лидером и удовлетворением его разноуровневых потребностей. Применение результатов исследования, по мнению автора, позволит на практике повысить качество управления в современном менеджменте и усилит мотивацию сотрудников работать под руководством настоящего лидера.

    We research the concept of leadership as well as its interpretations in management and psychology and define the motivational component of leadership. We analyze the classifications of leadership in management theory and practice. We introduce the results of our own research and substantiate the idea that person’s willingness to stay close to a leader is connected with meeting his needs of different levels. Practical implementation of these findings will contribute to improving the quality of modern management and strengthening the personnel motivation to work under a real leader.

    Обзор статьи

    Тема лидерства неоднократно поднималась в работах ученых всех времен. Несмотря на это, к началу XXI века оно исследовано недостаточно. В настоящее время возникает множество вопросов о лидерстве и его истоках.
    Термин «лидерство» используют в современной теории и практике управления и психологии, он получил значительное количество определений, применяясь в различных процессах и явлениях.
    Лидерство в менеджменте и психологии в общем рассмотрении трактуют как способность оказывать влияние на других людей или группу, получая поддержку в достижении общих целей [2].
    В работе Н.П. Беляцкого [3] выделено три вида лидерства:
    1. Деловое лидерство. Присуще производственным группам. Лидер в этом случае высоко профессионален, хороший организатор, опытный и авторитетный руководитель.
    2. Эмоциональное лидерство. Характерно для социальных групп при наличии межличностных симпатий. Чертами лидера должны быть: способность вызывать доверие и комфортную психологическую атмосферу, внушать уверенность.
    3. Ситуативное лидерство. Его использование может быть эффективно и в производственных, и в социально-психологических группах, а особенностью является нестабильность и ограниченность использования во времени. Достоинством ситуационного лидера является умение воспользоваться условиями ситуации, предложить группе решение, выгодно позиционирующее его по сравнению с другими руководителями.
    В теории и практике управления [3; 6; 9] выделяют формальное и неформальное лидерство. Наличие должности говорит о формальном влиянии на подчиненных. Авторитет, доверительные отношения, профессионализм предполагают неформальное лидерство. Понятие лидерства при такой классификации связывают с признанием, авторитетностью руководителя в группе или организации. Влияние, которым обладает лидер, проявляется как управляющие воздействия.
    Ролевую классификацию лидерства предложил Л.И. Уманский [8], это:
    ● интегрирующий руководитель (лидер-организатор);
    ● инновационный руководитель (лидер-инициатор);
    ● эмоциональный дирижер (лидер-генератор);
    ● руководитель-знаток (лидер-эрудит);
    ● идеальный руководитель (лидер-эталон);
    ● руководитель-умелец (лидер-мастер).

    Список использованной литературы

    1. Бауэр М. Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией / пер. с англ. 3-е изд. М.: АРР, 2016.
    2. Бендас Т.В. Психология лидерства. Теория и практика. СПб.: Питер Пресс, 2008, 2009. 447с.
    3. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. Мн.: Изд-во БГЭУ, 2006. 268 с.
    4. Гладкова О.Н. Трактовки лидерских черт: от истоков до современных теорий // Вопросы культурологии. 2010. № 2. Февраль. С. 74–78.
    5. Куницина В.Н. [и др.]. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. С. 161.
    6. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М., 1993. 94 с.
    7. Степаненко Д.А. Направления повышения экономической эффективности стратегий развития устойчивых организаций // Ученые записки Международного банковского института. Вып. № 4(26) / под науч. ред. М.В. Сиговой. СПб.: Изд-во МБИ, 2018. С. 127–138.
    8. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив / Избранные труды. Кострома: Изд-во КГУ им. А.Н. Некрасова, 2001. 208 с.
    9. Цветков А.Н. Менеджмент. СПб.: Питер, 2010. 256 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2