Повышение эффективности деятельности строительных организаций путем реинжиниринга бизнес-процессов

Improving Efficiency of Building Companies by Business Processes Reengineering



К.В. Овчинникова
K.V. Ovchinnikova
kr.ovchinnikova@yandex.ru
магистрант второго года обучения, магистерская программа «Экономика и инжиниринг на предприятии», Санкт-Петербургский государственный экономический университет
candidate for a master's degree in Economics and Business Engineering, St. Petersburg State University of Economics
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • строительная организация
  • строительная отрасль
  • реинжиниринг
  • бизнес-процессы
  • процессное управление
  • перепроектирование процессов
  • Keywords:

  • building company
  • construction industry
  • reengineering
  • business processes
  • process management
  • redesign of processes
  • В статье проанализирована модель повышения уровня эффективности деятельности предприятий строительной отрасли при помощи использования механизма реинжиниринга бизнес-процессов. Описана теоретическая сущность и характеристика реинжиниринга бизнес-процессов. Обозначены основные причины и этапы реинжиниринга бизнес-процессов строительного предприятия. Рассмотрены основные принципы/правила успешной и причины неуспешной реализации реинжиниринга бизнес-процессов в деятельности строительных организаций.

    We analyze the model of increasing the efficiency of building companies using the mechanism of business process reengineering. We describe the theoretical essence and characteristics of the business processes reengineering. The key reasons and stages of business processes reengineering are distinguished. We consider the basic principles / rules for successful implementation of business process reengineering in building companies as well as the main causes of its failure.

    Обзор статьи

    В условиях перехода к рыночной экономике характерные изменения внешних условий требуют от строительных предприятий изменения своей политики в области управления конкурентоспособностью бизнеса и экономической эффективности производственной деятельности. Наиболее значимыми методами выживания в современной строительной отрасли для предприятий является применение научно-технического прогресса, инновационных технологий, новых моделей управления, учета, анализа и продвижения продуктового портфеля, четкое планирование и координирование целей и задач. Однако одним из ключевых аспектов повышения эффективности деятельности строительных организаций является такой инструмент, как реинжиниринг бизнес-процессов.
    Важно понимать значение оценки эффективности строительных организаций. На текущий момент необходимо воспринимать это как методику анализа хозяйственной деятельности предприятия, целью которой является выявление резервов повышения эффективности стратегического развития и слабых сторон в текущем операционном цикле. Таким образом, основной задачей оценки эффективности строительных организаций является оценка конкурентных возможностей предприятия, ее сильных и слабых сторон, стратегических возможностей и угроз формирования рисков и кризисов.
    Привлекательность и эффективная хозяйственная деятельность строительной организации, в первую очередь, предполагает качественное и своевременное исполнение работ, отсутствие простоев в производстве, конкурентоспособность, опыт и наличие высококвалифицированных специалистов, выполнение стратегических, производственных, финансовых планов, модернизация производства и удовлетворенность заказчика [1].
    Как известно, деятельность любой компании состоит из бизнес-процессов и прямо пропорционально зависит от их результативности. Реинжиниринг не просто помогает улучшить бизнес-процесс – он служит инструментом для радикальной его перестройки с целью повышения критических современных показателей эффективности.
    Впервые термин «реинжиниринг» в бизнес-лексикон ввели Дж. Чампи и М. Хаммер – авторы легендарной книги «Реинжиниринг корпорации», которая позволяет понять всю суть реинжиниринга, доходчиво изложенную на этих страницах. Авторы определили его как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний с целью достижения коренных улучшений в основных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темы. Таким образом, реинжиниринг бизнес-процессов строительного предприятия – это кардинальное изменение, нацеленное на повышение эффективности бизнес-процессов в несколько раз [2]. Применение реинжиниринга неизбежно для компаний, претендующих на успех в современном мире.
    Подводя итог вышесказанному, можно выделить три основных задачи реинжиниринга [6]:
    1. Отказ от устаревших правил и подходов, начало «свежего» делового процесса.
    2. Уход от существующих систем, структур и процедур компании и радикальное изменение хозяйственной деятельности, позволяющее смело действовать к реализации поставленных задач.
    3. Значительные изменения основных показателей деятельности компании.

    Список использованной литературы

    1. Бердникова Л.Ф. Система показателей для анализа ресурсного потенциала организации // Вектор науки. 2010. № 1. С. 42–44.
    2. Буряк Т.В., Золотухина Е.Б. Современные проблемы реинжиниринга бизнес-процессов в компании // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3.
    3. Меирбеков Д.К. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3.
    4. Реинжиниринг бизнес-процессов: как это работает // «Генеральный Директор» – персональный журнал руководителя: [сайт]. URL: https://www.gd.ru/articles/9301-reinjiniring-biznes-protsessov (дата обращения: 29.04.2019).
    5. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия // Энциклопедия Экономиста: [сайт]. URL: http://www.grandars.ru/college/biznes/reinzhiniring.html (дата обращения: 29.04.2019).
    6. Схиртладзе А. Основные принципы и приемы реинжиниринга бизнес-процессов // Корпоративный менеджмент: [сайт]. URL: https://www.cfin.ru/management/strategy/change/foundations.shtml (дата обращения: 29.04.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2