Первая колея на Луне. Из истории создания лунного самоходного шасси

First Track on the Moon. From History of Creating Lunar Self-Propelling Landing Gear



М.Н. Охочинский
M.N. Okhochinskiy
rk-voenmeh@yandex.ru
доцент кафедры «Ракетостроение», Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (БГТУ «ВОЕНМЕХ»), член-корреспондент РАЕН, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области образования
senior lecturer, the Department of Rocket Production, D. Ustinov Baltic State Technical University (Voenmeh), corresponding member of Russian Academy of Natural Sciences, corresponding member of K. Tsyolkovskiy Russian Space Exploration Academy, recipient of the Prize of St. Petersburg in Education
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • Луноход-1
  • лунное самоходное шасси
  • мотор-колесо
  • прибор оценки проходимости
  • блок автоматики шасси
  • технология дистанционного управления
  • Keywords:

  • Lunokhod-1
  • lunar self-propelling landing gear
  • motor-in-wheel
  • traficability evaluator
  • landing gear automatic control unit
  • remote control technology
  • В статье рассматривается история создания первого в мире лунного самоходного шасси, работавшего на поверхности естественного спутника Земли в составе автоматического дистанционно управляемого аппарата «Луноход-1». Показана роль Научно-исследовательского института транспортного машиностроения (ВНИИТМ) и Научно-производственного объединения имени С. А. Лавочкина (НПОЛ) в разработке космических аппаратов, впервые реализовавших новую технологию дистанционного контактного исследования планет Солнечной системы с помощью космических роботизированных комплексов.

    We look at the history of making the first lunar self-propelling landing gear that worked on the surface of the Earth satellite as a part of the automated remotely controlled spacecraft Lunokhod-1. We demonstrate the role of Mobile Vehicle Engineering Institute and Lavochkin Research and Production Association in designing spacecraft that was a pioneer in implementing the new technology of distance contact study of the planets belonging to the Solar system using space robotized complexes.

    Обзор статьи

    В 2020 г. отмечается пятидесятилетие одного из ключевых событий в истории изучения и освоения человеком космического пространства.
    17 ноября 1970 г. первый в мире дистанционно управляемый автоматический самоходный аппарат «Луноход-1», подчиняясь командам водителя-оператора, находящегося на расстоянии почти в 400 тыс. км, плавно съехал по направляющим посадочной ступени станции «Луна-17» и проложил на поверхности естественного спутника Земли первую колею.
    Началась эпоха дистанционного контактного исследования планет Солнечной системы с помощью космических роботизированных комплексов. Луна стала первым объектом, изучение которого позволило продемонстрировать работоспособность и состоятельность такой технологии. А сегодняшний темп создания очувствленных роботов приводит к тому, что автоматы все более и более вытесняют людей из сфер деятельности, опасных для их жизни и здоровья. И, что характерно, прогресс в создании робототехнических систем существенно опережает темпы развития космических технологий, связанных с доставкой на другие планеты пилотируемых экспедиций.
    Мы остановимся на истории создания лунного самоходного шасси ‒ того элемента комплекса аппаратуры, доставленного на Луну, который превратил «Луноход-1» не просто в контейнер с научными приборами, перемещающийся из одной точки поверхности в другую. Как отмечают авторы капитального труда «Космические роботизированные комплексы. Ленинградская – Санкт-Петербургская научно-конструкторская школа», именно самоходное шасси превратило «Луноход-1» в очувствленное транспортное средство, обладавшее определенного рода искусственным интеллектом [39, с. 16].
    О «Луноходе-1» с того момента, когда началась его долгая лунная эпопея, много писали отечественные средства массовой информации. Всего сутки спустя после того, как аппарат прошел по поверхности Луны первые метры, появилась беседа с тогда еще безымянным «руководителем работ по созданию самоходного шасси» [18]. Лишь позже, через достаточно долгий промежуток времени стало известно его имя – Александр Леонович Кемурджиан (1921‒2003), доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии. Но 18 ноября 1970 г. это был именно «руководитель разработки», беседовавший с корреспондентом газеты «Известия» Б. Колотовым. Удивительно, но в этом самом первом опубликованном для широкой публики материале уже очень четко сформулированы и требования к инопланетному транспорту, и трудности, стоявшие перед его создателями, и основные технические задачи, которые были успешно решены.
    Отметим, что к настоящему времени опубликовано около 200 книг и больших научных статей, которые позволяют проследить, как создавался и эксплуатировался «Луноход-1» и его важнейший составной элемент ‒ самоходное шасси. В рамках настоящей статьи мы сможем обратиться только к наиболее содержательным из них. Так, работы [6; 8; 9; 30; 34; 35; 36] посвящены научным результатам, полученным при «первом лунном путешествии» ‒ так часто именовали экспедицию «Лунохода-1» в прессе. Публикации [3; 5; 13; 14; 15; 16; 37] рассказывают об особенностях конструкторских решений, принятых при разработке самоходного шасси, и с течением времени такие материалы становятся все подробнее и точнее, постепенно затрагивая и перспективы развития дистанционно управляемых роботизированных транспортных средств. Наконец, третья группа публикаций [1; 2; 4; 7; 10; 11; 12; 17; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 29; 31; 32; 33; 38; 39; 40; 41; 42; 43] посвящена именно истории создания лунного самоходного шасси, раскрывая читателям различные аспекты этого долгого и интересного творческого процесса.

    Список использованной литературы

    1. Анфимов Н.А., Губайдуллин В.Ш., Евич А.Ф. К 40-летию доставки с Луны на Землю образцов грунта и начала работы мобильной лунной исследовательской лаборатории «Луноход-1» // Вестник НПО им. С.А. Лавочкина. 2010. № 4 (6). С. 22–26.
    2. Болховитинов И.С. С планетоходом по планетам // За инженерные кадры. 2006. № 7 (сентябрь); 2006. № 8 (октябрь); 2006. № 9 (декабрь); 2007. № 1 (февраль).
    3. Болховитинов И.С. [и др.]. Динамика планетохода / под ред. Б.Н. Петрова, А.Л. Кемурджиана. М.: Наука, 1979. 438 с.
    4. Викторов С.В. Советские луноходы – сорок лет спустя. Пласты памяти // ОНТК «Седьмые Уткинские чтения»: труды конференции. СПб.: БГТУ «Военмех», 2016. С. 300–307.
    5. Викторов С.В. Создание спектрометров РИФМА и РИФМА-М для «Лунохода-1 и 2» // Особенности развития космической отрасли России и перспективы ее дальнейшей интеграции в систему международных экономических связей: тезисы докладов Международной научно-практической конференции. СПб., 2007. С. 16–18.
    6. Викторов С.В., Чесноков В.И. Химия лунного грунта. М.: Знание, 1978. 64 с.
    7. ВНИИТМ – исследованию космоса / гл. ред. Э.К. Потемкин. СПб.: ВНИИТМ, 2003. 113 с.
    8. Громов В.В. [и др.]. Передвижение по грунтам Луны и планет / под ред. А.Л. Кемурджиана. М.: Машиностроение, 1986. 268 с.
    9. Довгань В.Г. Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. 306 с.
    10. Довгань В.Г. Питерский след на Луне // Планетоходы, космическая робототехника и наземные роверы для экстремальных условий: материалы первого, второго и третьего семинаров / под ред. д.т.н. М.И. Маленкова. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2006. С. 29–34.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2