Актуальные вопросы совершенствования системы корпоративного обучения на предприятии высокотехнологичной промышленности

Topical Issues of Improving Corporate Training System at High-Tech Enterprise



В.А. Бородавкин
М.Н. Охочинский
Д.К. Щеглов
V.A. Borodavkin
M.N. Okhochinskiy
D.K. Shcheglov
pror-ur@bstu.spb.su
rk-voenmeh@yandex.ru
_dk@bk.ru
первый проректор–проректор по образовательной деятельности, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (БГТУ «ВОЕНМЕХ»), доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области образования
доцент кафедры «Ракетостроение», Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (БГТУ «ВОЕНМЕХ»), доцент, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области образования
начальник расчетно-исследовательского отделения, АО «Конструкторское бюро специального машиностроения», зав. кафедрой «Средства ВКО и ПВО», Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (БГТУ «ВОЕНМЕХ»), кандидат технических наук, доцент, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области образования
vice principal - vice-rector for academic affairs, D. Ustinov Baltic State Technical University, Doctor of Engineering, professor, full member of the Russian Academy of Natural Sciences, full member of K. Tsyolkovskiy Russian Space Exploration Academy, recipient of the Prize of the Government of St. Petersburg in Education
senior lecturer, the Department of Rocket Building, D. Ustinov Baltic State Technical University, associate professor, corresponding member of the Russian Academy of Natural Sciences, corresponding member of K. Tsyolkovskiy Russian Space Exploration Academy, recipient of the Prize of the Government of St. Petersburg in Education
head of the Calculation and Research Department, JSC «Design Bureau of Special Machine Building», Head of the Department of Weapons of Military Space Forces and Anti-aircraft Warfare, D. Ustinov Baltic State Technical University, PhD in Engineering, associate professor, recipient of the Prize of the Government of St. Petersburg in Education
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • высокотехнологичное предприятие
  • подготовка кадров
  • повышение квалификации
  • информационно-коммуникационные технологии
  • образовательный контент
  • тьютор
  • корпоративное обучение
  • научно-образовательный центр
  • непрерывное дополнительное образование
  • Keywords:

  • high-tech enterprise
  • personnel training
  • advanced training
  • information and communication technologies
  • educational content
  • tutor
  • corporate training
  • scientific and educational center
  • continuing additional education
  • В статье рассматриваются вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов высокотехнологичных предприятий. Обозначены основные сложности развития, с которыми сталкиваются сегодня такие предприятия при решении задач подготовки и переподготовки специалистов. Показана целесообразность принятия концепции непрерывного дополнительного образования и обучения инженерно-технических и научных работников как основы кадровой политики предприятия. Сформулирован состав первичных мероприятий по созданию современной системы корпоративного дополнительного образования.

    We look at the problems of training, retraining and advanced training of personnel of high-tech enterprises. We reveal the development difficulties the enterprises in question are faced with when training and retraining specialists. We show the expediency of adopting the concept of continuous additional education and training of engineering and scientific workers as the basis for the company's personnel policy. We describe the contents of primary measures to create a modern system of corporate additional education.

    Обзор статьи

    Современная ситуация в сфере подготовки и переподготовки специалистов
    для высокотехнологичных предприятий
    В связи с активным внедрением современных цифровых технологий в деятельность предприятий высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности остро встал вопрос о необходимости подготовки высококвалифицированных специалистов, способных эффективно выполнять свои трудовые функции в новых производственных условиях – условиях цифрового производства [10].
    Информационно-коммуникационные и производственные технологии развиваются сегодня настолько стремительно, что цифровые компетенции работников высокотехнологичных предприятий требуют постоянной, в ряде случаев ежегодной, актуализации. Это стало одной из основных причин создания и развития в интегрированных организационно-производственных структурах (АО Концерн ВКО «Алмаз‒Антей», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом» и др.) и на ряде крупных предприятий отечественной промышленности систем корпоративного обучения. При этом образовательный процесс осуществляется корпоративными научно-образовательными центрами (далее – НОЦ), как правило, в рамках концепции непрерывного обучения работников в формате дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) [11]. Ключевой целью этой концепции является системное плановое обучение, переобучение и повышение квалификации руководителей и специалистов на всех этапах их карьеры на высокотехнологичном предприятии [9].
    Инвестируя в человеческий капитал, работодатель стремится получить максимально возможный экономический эффект от роста производительности труда специалистов, поэтому образовательные программы НОЦ направлены прежде всего на снижение издержек промышленного производства, повышение операционной эффективности предприятия, совершенствование навыков работы специалистов со средствами автоматизации разработки и производства выпускаемой продукции, адаптацию деятельности предприятия к изменяющимся условиям внешней среды.
    Предприятия высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности, в частности, оборонно-промышленного комплекса (ОПК), сталкиваются в настоящее время с рядом объективных сложностей, оказывающих существенное влияние на их хозяйственную деятельность и требующих от работников оперативного освоения принципиально новых профессиональных компетенций [2; 3].
    К этим сложностям относится, во-первых, сокращение государственного финансирования, прежде всего государственного оборонного заказа. В этих условиях значительно возросла конкуренция между предприятиями за получение государственных заказов, а ряд предприятий был вынужден сократить численность персонала с проведением обучения оставшихся сотрудников для возложения на них новых дополнительных должностных обязанностей.
    В связи с введенными санкциями на поставку ряда зарубежных комплектующих электронной компонентной базы программного обеспечения остро встала проблема импортозамещения. Очевидно, что этот процесс не осуществить мгновенно, поскольку запуск собственного производства требует значительных финансовых и временных затрат, а также наличия подготовленного к такому переходу персонала. В частности, импортозамещения применяемого предприятиями зарубежного программного обеспечения для выполнения проектно-конструкторских работ на отечественные аналоги требует массового переобучения инженерно-технических работников предприятия.
    Еще одним фактором сложившейся ситуации является необходимость диверсификации деятельности предприятий с целью выпуска на рынок новых востребованных товаров и услуг. Предприятия ОПК столкнулись с необходимостью конверсии производства. В соответствии с посланием Президента РФ Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. предприятиям ОПК необходимо к 2020 г. довести долю выпускаемой продукции гражданского и двойного назначения до значения не менее 17%, к 2025 г. – не менее 30%, а к 2030 г. – не менее 50% [1]. Требования к выпуску гражданской продукции и товаров народного потребления принципиально отличаются от выпуска изделий военной техники, поэтому достижение указанных показателей невозможно без проведения обучения специалистов предприятий ОПК, не имеющих опыта выполнения работ вне государственного оборонного заказа.

    Список использованной литературы

    1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2016 г. // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41550 (дата обращения: 15.10.2020).
    2. Бородавкин В.А., Кузьмин А.М., Охочинский М.Н. Опыт БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова – цифровизация образования и ее влияние на подготовку кадров // 75-летие Великой Победы: исторический опыт и современные проблемы военной безопасности России: материалы 5-й Междунар. науч.-практ. конф. научного отделения № 10 РАРАН. В 2 т. Т. 1. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2020. С. 26‒30.
    3. В БГТУ «ВОЕНМЕХ» им Д.Ф. Устинова состоялся научно-практический семинар «Цифровая трансформация в науке, производстве и образовании» // БГТУ «ВОЕНМЕХ» им Д.Ф. Устинова: [сайт]. URL: https://www.voenmeh.ru/news/events/seminar-digital-transformation-in-science-production-and-education-21102020 (дата обращения: 17.11.2020).
    4. Карпухин М.Ю. Обучение персонала организации: сущность, виды // Аграрный вестник Урала. 2017. № 01(155). С. 83‒86.
    5. Коньякова А.В., Щеглов Д.К., Тимофеев В.И., Чириков С.А. Организационно-техническое обеспечение виртуального офиса в современных условиях перевода сотрудников на дистанционный режим работы // Инновации. 2020. № 7 (261). С. 97–14.
    6. Охочинский Д.М. Некоторые вопросы управления процессом обучения, профессиональной подготовки и повышения квалификации на промышленном предприятии // Инновационные технологии и технические средства специального назначения: труды XII ОНПК. В 3-х т. Т. 3. СПб.: БГТУ «Военмех», 2020. С. 247‒252.
    7. Пыльнева Т.Г., Горшкова А.Д. Обучение персонала как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Формирование конкурентной среды, конкурентоспособность и стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами: труды IV Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: ПенГАУ, 2019. С. 213‒215.
    8. Савицкая В.В., Поворина Е.В. Теоретические аспекты системы обучения персонала // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 3 (16). С. 84‒92.
    9. Тимофеев В.И., Щеглов Д.К. Актуальные вопросы совершенствования системы высшего профессионального образования в контексте современных требований рынка труда // Инновации. 2019. № 10 (252). С. 71–77.
    10. Тимофеев В.И., Щеглов Д.К. Концептуальные основы цифровой трансформации проектно-конструкторской деятельности высокотехнологичных предприятий промышленности // Актуальные проблемы экономики и управления. 2020. № 2(26). С. 43–49.
    11. Щеглов Д.К., Никулин Е.Н., Складнова Е.Е. Опыт создания интегрированной системы непрерывной профессиональной подготовки инженерно-технических работников для предприятий оборонно-промышленного комплекса // Инновации. 2020. № 4 (258). С. 67–72.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2