Использование финансового консалтинга в региональной экономике в условиях нестабильности

Applying Financial Consulting in Regional Economy in Uncertain Conditions



А.Д. Хлутков
А.В. Затевахина
A.D. Khlutkov
A.V. Zatevakhina
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
доцент кафедры экономической теории и экономической политики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук
доцент кафедры экономики, организации и управления производством ФГБОУ ВПО «Балтийский государственный технический университет "Военмех" им. Д.Ф. Устинова», кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of Economic Theory and Economic Policy, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics
An Associate Professor at the Department of Economics, Organization and Management of Production, Baltic State Technical University D.F.Ustinova (Voenmeh), PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • институты развития
  • инвестиционные процессы
  • государственно-частное партнерство
  • софинансирование
  • «провалы рынка»
  • фонды поддержки
  • система мониторинга
  • Keywords:

  • linstitutions of development
  • investment processes
  • state-private partnership
  • joint financing
  • market gaps
  • support funds
  • monitoring system
  • Анализируется финансовый консалтинг как фактор развития экономики регионов страны, в том числе в условиях нестабильности экономики. Исследуется роль институтов развития как инструментов государственной политики, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

    We analyze financial consulting as a factor of economic development of regions also under uncertain economic conditions. We research the role of institutions of development as tools of government policy encouraging innovation processes and the development of infrastructure applying the mechanisms of state-private partnership.

    Обзор статьи

    Специфика развития финансового консалтинга непосредственно связана с экономической ситуацией в стране в целом. На первый взгляд, именно в период экономического спада наиболее вероятной может показаться особая востребованность в услугах, предоставляемых в рамках финансового консалтинга. Однако на самом деле, как показывают многочисленные исследования рейтинговых агентств, статистические данные, полученные в кризисные периоды экономики, потребность в услугах внешних консультантов значительно снижается, и не только как форма сокращения дополнительных и, возможно, неочевидно необходимых затрат.
    Напротив, независимый экономический эксперт, способный привлечь и эффективно использовать дополнительные финансовые ресурсы для развития компании, необходим именно на этапе выхода экономики на новый этап роста и развития. Чем стремительнее экономика растет, чем серьезней конкуренция, тем чаще субъекты хозяйствования задействуют компании, оказывающие услуги финансового консалтинга, с тем, чтобы профессионально, в заведомо небольшие временные сроки, получить профессиональную помощь в применении наиболее эффективного механизма использования уже имеющихся свободных финансовых средств, а также привлечении новых.
    Тем не менее, было бы нецелесообразным отрицать положительный эффект финансового консалтинга для компаний, вынужденных осуществлять деятельность в неблагоприятных экономических условиях. Ведь грамотно выстроенные бизнес-процессы, системы внутреннего контроля, адекватная реакция на непредвиденные колебания рынка, в том числе финансового, могут сыграть ключевую роль в сохранении позиций компании, а также в повышении эффективности бизнеса даже в столь непростых условиях хозяйствования.
    Кроме того, считаем важным отметить существенное значение финансового консалтинга и на уровне государственной политики. Так, в соответствии с поручением премьер-министра Правительства РФ Д. Медведева, опубликованном на сайте Правительства РФ 13 августа 2014 года, существенная роль в разработке эффективных и рациональных механизмов инвестирования пенсионных средств в ценные бумаги высокотехнологичных компаний, а также в паи венчурных инвестиционных фондов, отводится институтам развития [2].
    Институты развития являются одним из инструментов государственной политики, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
    Основная цель институтов развития – преодоление так называемых «провалов рынка» для решения задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики.
    Институты развития выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам [7].
    Таким образом, решение социальных, экономических, политических задач на уровне экономики страны возможно, если все участники экономических процессов будут находиться в постоянном, высокоорганизованном взаимодействии. Особое значение на данном направлении приобретает именно финансовый консалтинг как поставщик социально значимых финансовых услуг, если речь идет о работе с населением страны (в частности, по формированию пенсионных накоплений, их размещению в государственных или негосударственных пенсионных фондах, приобретению ценных бумаг и др.), и формирование стратегической модели развития бизнеса, если речь идет о коммерческих организациях, которые в итоге являются источниками тех самых частных инвестиций, привлекаемых институтами развития.
    Согласно информации, опубликованной на сайте Правительства Российской Федерации, к наиболее крупным институтам развития можно отнести «Внешэкономбанк», ГК «Роснанотех», ОАО «Российская венчурная компания», ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Они оказывают поддержку проектам через финансирование бизнес-про-ектов, оказание инфраструктурной поддержки, а также софинансирование научно-иссле-довательских и опытно-конструкторских разработок [2].
    Кроме того, в различных субъектах Российской Федерации создано более 200 организаций, которые, исходя из осуществляемых функций, могут быть отнесены к институтам развития. Ключевыми направлениями деятельности региональных институтов развития являются поддержка малого и среднего предпринимательства, стимулирование развития инноваций, ликвидация технологического отставания. Преимущественно региональные институты развития создаются в виде фондов поддержки, региональных венчурных фондов, бизнес-инкубаторов.
    Таким образом, экономическое, социальное, технологическое, инфраструктурное развитие регионов страны неразрывно связано с финансовым консалтингом для соответствующих хозяйствующих субъектов. Очевидным примером использования всего комплекса возможных мер по развитию региона является формирование территорий опережающего развития и институтов развития Дальнего Востока, начиная с 2014 г., включая предоставление резидентам таких территорий лучших режимов ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности по отношению к аналогичным территориям Азиатско-Тихоокеанского региона [6].

    Список использованной литературы

    1. Приказ Минтруда России от 13.10.2014 г. № 716н «Об утверждении профессионального стандарта "Менеджер по информационным технологиям"». Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».
    2. Резолюция от 5 февраля 2014 года № ДМ-П16-8пр «Об основных принципах создания и управления территориями опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке с учётом состоявшегося обсуждения» // Правительство Российской Федерации: [сайт]. URL: http://government.ru/ (дата обращения 01.12.2014).
    3. Жилкин С.Ф. Совершенствование стратегического планирования развития города: дис. … докт. экон. наук. М., 2007.
    4. Кузьмин В. Медведев предложил пересмотреть стратегию инновационного развития // Электронная версия «Российской газеты». 2014. 19 декабря. URL: http://www.rg.ru/2014/ 12/19/innovacii-site.html (дата обращения: 22.12.2014).
    5. Сигова М.В., Верховцева А.В., Журавлев А.Е. Формирование стратегии развития компаний сферы консалтинговых услуг // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 1. С. 120–124.
    6. Сигова М.В., Затевахина А.В. Систематизация услуг финансового консалтинга в условиях реформирования гражданского законодательства Российской Федерации // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 4. С. 65–69.
    7. Солнцев О.Г., Хромов М.Ю., Волков Р.Г. Институты развития: анализ и оценка мирового опыта // Проблемы прогнозирования. 2009. № 2. С. 3–29.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2