Интеграция профессионального образования и профессионального обучения квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по управлению производством: постановка проблемы

Integration of Professional Education and Professional Training of Skilled Workers and Production Middle Managers: Problem Statement



Р.Н. Авербух
Г.И. Лукин
R.N. Averbukh
G.I. Lukin
mail@gief.ru
laborator@rambler.ru
первый проректор АОУ ВПО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий», доктор экономических наук, профессор
научный руководитель лаборатории социально-эконо-мических проблем профессионального образования и занятости населения ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО
vice rector, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, professor
Research Advisor of the Laboratory of Social and Economic Problems of Professional Education and Employment of St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor, corresponding member of the Academy of Education of Russia
г. Гатчина
г. Санкт-Петербург
Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • интеграция
  • профессиональное образование
  • учебные центры профессиональных квалификаций
  • государственные образовательные стандарты
  • профессиональные стандарты
  • Keywords:

  • integration
  • professional education
  • training professional qualifications centers
  • state educational standards
  • professional standards
  • Исследуется на понятийном и концептуальном уровне проблема интеграции профессионального образования и профессионального обучения квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена управления производством.

    The problem of integration of professional education and professional training of skilled workers and production middle managers is researched at notional and conceptual levels.

    Обзор статьи

    Любое исследование какой-либо возникающей социально-экономической проблемы требует, прежде всего, однозначного определения понятийного аппарата, раскрывающего сущность процессов, происходящих в общественном воспроизводстве, в том числе квалифицированных кадров как движущей силы социального и научно-технического прогресса. Кроме того, раскрытие содержания понятий, связанных с конкретным объектом исследования, создает методологические предпосылки для определения принципов, показателей и методов решения проблемы. Исходя из выдвинутых общих положений исследования, рассмотрим на понятийном и концептуальном уровне проблемы интеграции профессионального образования и профессионального обучения квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена управления производством. Отметим при этом, что в известных нам литературных источниках рассматриваются вопросы развития и модернизации системы профессионального образования, в основном государственной, и в значительно меньшей степени – вопросы развития профессионального обучения кадров, а тем более интеграции этих двух подсистем в общей системе непрерывного профессионального образования.
    Переходя к рассмотрению поставленной проблемы, отметим, что в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе» приводится определение двух видов образования, связанных с подготовкой кадров. Первый вид – профессиональное образование, второй вид – профессиональное обучение [1]. В методологическом плане важно выяснить, какие функциональные компоненты в этих определениях являются общими для этих двух видов образования, а какие определяют их отличие. Общее просматривается достаточно четко – это «приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции» [1]. Отличие авторами Закона определено нечетко и неполно. Пожалуй, это отличие заключается «в освоении обучающимися основных профессиональных образовательных программ» [1] в системе профессионального образования. Можно лишь догадываться, что основные профессиональные образовательные программы определяются на основе государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, в то же время профессиональное обучение как вид образования от обязательного использования таких стандартов освобождено, а следовательно, освобождает обучающихся от их освоения. Кроме того, в ст. 73 Закона «Организация профессионального обучения» определено, что это обучение «направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетентности, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-програм-мными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования» [1]. Из этого определения следует, что лицам различных возрастов достаточно приобрести профессиональную компетентность для получения квалификационных разрядов, классов, категорий. Однако в ст. 2 Закона справедливо говорится, что обучающимся в рамках профессионального обучения необходимо приобрести знания, умения, навыки и компетенции. Именно в такой последовательности приобретается квалификации в рамках как профессионального образования, так и профессионального обучения, с той лишь разницей, что по объему и срокам обучения основные профессиональные образовательные программы существенно превышают программы профессионального обучения, прежде всего, в их теоретической компоненте.
    Отметим, что в предыдущем федеральном законе «Об образовании в РФ» понятие «профессиональная компетенция» не использовалось, а понятие «компетенция» было отнесено к ст. 28–32 и рассматривалось как совокупность полномочий органов власти различных уровней и образовательных учреждений. В новом федеральном законе термин «компетенция» используется в двух случаях – как компонента приобретения квалификации в процессе обучения и как компонента для определения полномочий органов управления образованием. Напомним, что понятие «компетентность» от латинского competens – соответствующий.
    Образовательные программы профессионального обучения, в отличие от основных программ профессионального образования, должны быть адаптированы к требованиям конкретного производства, для которого осуществляется подготовка кадров, и реализовывать квалификационные требования профессиональных стандартов, которые в настоящее время разрабатываются по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей. По нашему мнению, эти стандарты должны быть учтены и при разработке государственных образовательных стандартов нового поколения среднего профессионального и высшего образования, с разработкой на этой базе основных профессиональных образовательных программ в их теоретико-при-кладном значении. При этом концептуально важно осуществить трансформацию теоретических знаний в системе профессионального образования в практико-ориентированную подготовку специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Российская газета. Столичный выпуск. 2012. 9 мая. № 5775.
    3. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г. Одобрена Коллегией Минобрнауки РФ 18.07.2013 г. № ПК-5вн // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. URL: минобрнауки. рф/новости/3732/файл/ 2541/Стратегия_06.doc (дата обращения: 07.02.2015).
    4. Методические рекомендации Минобрнауки РФ по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. URL: минобрнауки. рф/документы/3314/…/13.04.47/метод_ рекомендации (дата обращения: 07.02.2015).
    5. Андронатий В.В., Ковязина М.Г. Методические рекомендации по определению критериев оценки эффективности социально-экономической, педагогической и научно-инновационной деятельности интегрированного образовательного учреждения. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2012. 33 с.
    6. Ткаченко Е. Вымирающий класс // Политический журнал. 2005. 29 августа. № 28 (79). С. 68–69.
    7. Drucker P.F. Post-capitalist society. New York: Harper Collins, 1993. Р. 72.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2