Информационные технологии в организации прокурорского надзора

Information Technology in Organizing Prosecutor's Supervision



А.Ф. Ивлев
И.И. Потапова
Э.А. Сугаипова
A.F. Ivlev
I.I. Potapova
E.A. Sugaipova
9iaf@mail.ru
9iaf@mail.ru
lina 08011977@yandex.ru
профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет», доктор экономических наук, профессор
декан факультета экономики и управления недвижимостью МБОУ ВПО «Астраханский инженерно-строительный институт», кандидат экономических наук, доцент
аспирант кафедры управления и права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»
professor of the Department of Finance, Currency and Credit of St. Petersburg State University of Trade and Economics, Doctor of Economics, professor
dean, the Faculty of Economics and Real Estate Management, Astrakhan Engineering and Building Institute, PhD in Economics, associate professor
– candidate for PhD, the Department of Management and Law, St. Petersburg ITMO University
г. Санкт-Петербург
г. Астрахань
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Astrakhan
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • прокурорский надзор
  • информационные технологии
  • документооборот
  • автоматизация
  • текстовые процессоры
  • Keywords:

  • prosecutor's supervision
  • information technology
  • circulation of documents
  • automation
  • word-processors
  • Рассматриваемая проблема посвящена исследованию и анализу практических аспектов использования информационных технологий в прокурорском надзоре Российской Федерации. В статье проведен анализ применения информационных технологий в деятельности Прокуратуры России, рассмотрены теоретические и практические вопросы использования информационных технологий в сфере прокурорского надзора, а также предложены пути совершенствования использования данных технологий.
    Структура статьи включает вводную часть, три тематических блока и выводы автора. В вводной части представлены обстоятельства, которые побудили автора написать данную статью. Тематические блоки содержат описание переменных исследования, методологию и полученные результаты. В заключении приведены выводы автора.
    В статье исследуется уровень развития спортивной инфраструктуры Северо-Западного федерального округа, а также устанавливается связь между обеспеченностью спортивными сооружениями и количеством жителей региона, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Данное исследование создает представление о текущем состоянии спортивной инфраструктуры каждого субъекта СЗФО. Анализ выбранных переменных предоставляет объективные данные о нехватке тех или иных спортивных сооружений в регионе.

    The problem in question is dedicated to the research and analysis of practical aspects of applying information technology in prosecutor's supervision of the Russian Federation. The analysis of practice of using information technology in the activity of Prosecutor's office is made; theoretical and practical issues of applying information technology in the sphere of prosecutor's supervision are considered and ways to improve the use of IT technologies are offered.
    The article is composed of a preamble, three topical blocks and conclusions of the author. The preamble contains description of circumstances which evoked the author to write this article. The topical blocks deal with the description of variability of the study, methodology and the results obtained. The postamble contains the author's conclusions.
    The year 2015 marks the end of the Federal target program "The Development of Physical Education and Sport in the Russian Federation in 2006–2015", wherein one of the targets was to raise availability of sport facilities in conjunction with the programs of regional authorities. Thereupon it is necessary to take stocks of the program and start planning further development of material and technical resources in 2016–2020.
    The article is composed of a preamble, three topical blocks and conclusions of the author. The preamble contains description of circumstances which evoked the author to write this article. The topical blocks deal with the description of variability of the study, methodology and the results obtained. The postamble contains the author's conclusions.
    The paper studies the level of sport infrastructure in the North-West Federal District as well as connection between availability of sport facilities and the number of population of the region who regularly practice physical culture and sport. The given research provides a complete picture of the present state of the physical infrastructure in every constituent entity of the North-West Federal District. The analysis of selected variables presents objective evidence of deficiency of particular sport facility in the region.

    Обзор статьи

    По своей природе и функциональному назначению прокурорский надзор един. Это обусловлено общими для всей системы прокуратуры целями, единством системы прокуратуры, а также единством правовой базы организации и деятельности прокуратуры. Содержание деятельности прокуратуры по всем ее направлениям тесно связано с обработкой информации. Эта работа характеризуется многообразием источников и потребителей информации, нарастающим объемом и большим удельным весом процедур обработки, многократным повторением циклов получения и отправки в установленные временные периоды (декада, месяц, квартал, год), необходимостью обеспечения конфиденциальности в использовании отдельных ее частей, а также чрезвычайной важностью в подготовке и принятии решений.
    Среди важных характеристик информации отметим ее достоверность и полноту; она не должна искажать истинного положения вещей и должна быть достаточна для понимания ситуации и принятия решения. Несмотря на значительное количество учетных документов, единая система сбора, регистрации, обработки и хранения информации, которая характеризовала бы с исчерпывающей полнотой то или иное направление деятельности, отсутствует. От правильной организации информационно-аналитической работы в первую очередь зависят результаты прокурорской деятельности, а следовательно, и вклад прокуратуры в укрепление законности и правопорядка в стране. Большая часть ошибок и просчетов, отмечающихся в работе отдельных прокуратур, имеет в своей основе недооценку их руководителями значения информационно-аналитической работы и современных методов ее организации. Их игнорирование влечет, как правило, ослабление эффективности деятельности органов прокуратуры, отрицательно отражается в целом на состоянии законности.
    Несмотря на большое количество издаваемой литературы по различным аспектам прокурорской деятельности, вопросы, касающиеся организации именно информационно-аналитической работы органов прокуратуры городского (районного) звена, не нашли полновесного и всестороннего освещения в правовой литературе. Это связано со сложностью деятельности по сбору необходимой информации, ее правильной обработки, анализа и вынесения на основании этого правильного управленческого решения. Данные обстоятельства обусловили выбор темы для проведения исследования в сфере применения информационных технологий при осуществлении прокурорского надзора. Задачи исследования состоят в рассмотрении теоретических и практических аспектов использования информационных технологий в сфере прокурорского надзора, а также в выработке предложения путей совершенствования использования информационных технологий в организации прокурорского надзора.
    Первой ступенью прокурорского надзора является надзор за исполнением Конституции России и законодательных актов. Предметом этой отрасли являются: во-первых, соблюдение Конституции России и исполнение законов; во-вторых, соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами и их должностными лицами.
    Вторым направлением прокурорского надзора прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Следует подчеркнуть приоритетность этой отрасли прокурорского надзора как одного из важнейших направлений реализации государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина, вытекающей из ст. 3 Конституции России, закрепившей обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
    Еще одно направление прокурорского надзора – это надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Важность данной отрасли прокурорского надзора определяется тем, что осуществление оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия затрагивает конституционные права и свободы граждан и их нарушение влечет за собой тяжелые, а порой и непоправимые последствия.
    По своей природе и функциональному назначению прокурорский надзор един. Это обусловлено общими для всей системы прокуратуры целями, единством системы прокуратуры, а также единством правовой базы организации и деятельности прокуратуры. Содержание деятельности прокуратуры по всем ее направлениям тесно связано с обработкой информации. Эта работа характеризуется многообразием источников и потребителей информации, нарастающим объемом и большим удельным весом процедур обработки, многократным повторением циклов получения и отправки в установленные временные периоды (декада, месяц, квартал, год), необходимостью обеспечения конфиденциальности в использовании отдельных ее частей, а также чрезвычайной важностью в подготовке и принятии решений.
    Среди важных характеристик информации отметим ее достоверность и полноту; она не должна искажать истинного положения вещей и должна быть достаточна для понимания ситуации и принятия решения. Несмотря на значительное количество учетных документов, единая система сбора, регистрации, обработки и хранения информации, которая характеризовала бы с исчерпывающей полнотой то или иное направление деятельности, отсутствует. От правильной организации информационно-аналитической работы в первую очередь зависят результаты прокурорской деятельности, а следовательно, и вклад прокуратуры в укрепление законности и правопорядка в стране. Большая часть ошибок и просчетов, отмечающихся в работе отдельных прокуратур, имеет в своей основе недооценку их руководителями значения информационно-аналитической работы и современных методов ее организации. Их игнорирование влечет, как правило, ослабление эффективности деятельности органов прокуратуры, отрицательно отражается в целом на состоянии законности.
    Несмотря на большое количество издаваемой литературы по различным аспектам прокурорской деятельности, вопросы, касающиеся организации именно информационно-аналитической работы органов прокуратуры городского (районного) звена, не нашли полновесного и всестороннего освещения в правовой литературе. Это связано со сложностью деятельности по сбору необходимой информации, ее правильной обработки, анализа и вынесения на основании этого правильного управленческого решения. Данные обстоятельства обусловили выбор темы для проведения исследования в сфере применения информационных технологий при осуществлении прокурорского надзора. Задачи исследования состоят в рассмотрении теоретических и практических аспектов использования информационных технологий в сфере прокурорского надзора, а также в выработке предложения путей совершенствования использования информационных технологий в организации прокурорского надзора.
    Первой ступенью прокурорского надзора является надзор за исполнением Конституции России и законодательных актов. Предметом этой отрасли являются: во-первых, соблюдение Конституции России и исполнение законов; во-вторых, соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами и их должностными лицами.
    Вторым направлением прокурорского надзора прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Следует подчеркнуть приоритетность этой отрасли прокурорского надзора как одного из важнейших направлений реализации государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина, вытекающей из ст. 3 Конституции России, закрепившей обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
    Еще одно направление прокурорского надзора – это надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Важность данной отрасли прокурорского надзора определяется тем, что осуществление оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия затрагивает конституционные права и свободы граждан и их нарушение влечет за собой тяжелые, а порой и непоправимые последствия.
    О роли прокуратуры в обеспечении законности свидетельствуют результаты ее работы. Только в 2013 г. органы прокуратуры РФ при осуществлении надзора за исполнением федеральных законов выявили 5079920 нарушений законов, из них 2983827 нарушений прав и свобод человека и гражданина, 426605 незаконных правовых актов. Направлено в суды 943479 исков в защиту интересов прав и свобод человека и гражданина [10]. Важность решаемых прокурорами задач повышает требования к эффективности надзорной деятельности, которая во многом достигается за счет надлежащей организации планирования, подготовки и проведения проверок исполнения законов. Отрицательно на результаты работы прокуроров влияют недостатки информационно-аналитической деятельности, которые приводят к тому, что знания прокуроров о типичных нарушениях закона, определяющих направление проверки, источниках информации о них, фрагментарны, неполны. Существующие методики хоть и не противоречат закону и основаны на нем, но не содержат обязательных требований к процедурам прокурорских проверок. В результате деятельность прокуроров нередко приобретает точечный характер, что не позволяет выявить и устранить значительное количество нарушений закона, или даже связана с нарушением прав юридических лиц, должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

    Переменные исследования. Доля населения, систематически занимающегося спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельностью – один из главных индикаторов развития физической культуры и спорта (ФКС). Рассчитывается как отношение количества населения субъекта СЗФО, занимающегося физической культурой или спортом на постоянной основе, и среднегодовой численности населения субъекта по данным на 1 января 2014 г. (см. табл. 1) [2].

    Список использованной литературы

    1. Бессарабов В.Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001.
    2. Винокуров А.Ю. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина как межотрас-левой предмет прокурорского надзора // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 11. С. 10–15.
    3. Гаврилов В.В. Сущность прокурорского надзора в СССР. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1984. 151 с.
    4. Казарина А.Х. Теоретические и прикладные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов экономической направленности: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.
    5. Кебеков Т. Внедрение информационных технологий в организацию прокурорского надзора // Законность. 2010. № 11. С. 13–14.
    6. Молотков А.С. Проблематика развития и внедрения современных информационных технологий в системе МВД России // Мировой судья. 2012. № 5. С. 13–16.
    7. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013.
    8. Рябцев В.П. Предмет надзора нуждает-ся в дополнительной регламентации // Закон-ность. 2011. № 3. С. 5–10.
    9. Солонин В. Организацию работы прокуратуры – на новый уровень // Реформирование правоохранительной системы: сб. науч. трудов. СПб., 2008.
    10. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за 2013 г. // Официальный сайт Генеральной Прокуратуры РФ. URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/86449/ (дата обращения: 02.02.2015).
    11. Стрельников В. Кто владеет информацией, тот владеет миром // ЭЖ-Юрист. 2013. № 4. С. 6.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2