Классификация транснациональных корпораций в международном туристском бизнесе

Classification of Multinational Corporations in International Tourist Business



К.Б. Костин
K.B. Kostin
kost_kos@mail.ru
доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат технических наук, доцент
senior lecturer at the Department of World Economy and International Economic Relations of St. Petersburg State University of Economics, PhD in Engineering, associate professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • транснациональные корпорации
  • мировая туристско-гостиничная индустрия
  • международные гостиничные сети
  • Keywords:

  • multinational corporations
  • global tourism and hotel industry
  • international hotel chains
  • Проводится краткий обзор работ в области классификации международных туристско-гостиничных комплексов. Анализируются как зарубежные, так и отечественные исследования в сфере развития и типологии транснациональных корпораций (ТНК) туристско-гостиничного бизнеса. Предпринята попытка классифицировать транснациональные корпорации в международном туристско-гостиничном бизнесе как объекты для инвестиций, предложена авторская классификация ТНК с позиции их инвестиционной привлекательности.

    We offer a brief review of existing publications dedicated to the classification of global tourism and hotel complexes. Both international and domestic research concerning the development and types of multinationals in tourism and hotel business is analyzed. An attempt is made to classify the multinational corporations operating in the global tourism and hotel business as objects for investment; our own classification of multinationals based on their investment attractiveness is presented.

    Обзор статьи

    Одной из основных тенденций мирового туристско-гостиничного рынка является консолидация отрасли, которая отражает стремление компаний к оптимизации и повышению конкурентоспособности. Кроме того, быстрый рост как национальной, так и международной экспансии гостиничных комплексов повышает потребность участников отрасли в доступе к рынку капитала на выгодных условиях. Эти факторы и относительно благоприятная конъюнктура рынка обусловливают значительный интерес инвесторов к данной высокоперспективной сфере бизнеса и наиболее устойчивым ее элементам – ТНК.
    С позиции инвестора для создания оптимального портфеля активов одним из основных факторов становится отнесение конкретного актива, в частности активов ТНК туристско-гостиничного бизнеса, к определенной категории. В связи с этим нарастает необходимость разграничения видов ТНК с точки зрения их инвестиционной и функциональной активности. Туристско-гостиничные комплексы как субъекты быстрорастущего мирового рынка услуг и их конкурентные преимущества начали привлекать внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей в конце прошлого столетия. Работы, посвященные различным аспектам развития и классификации объектов размещения, с определенной периодичностью публикуются в научных изданиях в России и за рубежом. Тем не менее, непосредственно типология ТНК в мировом гостиничном хозяйстве в разрезе инвестиционной привлекательности по-прежнему относится к числу малоизученных вопросов современной теории мировой экономики. В данной работе планируется определить и четко сформулировать набор критериев для определения различных типов ТНК мирового рынка туристско-гостиничных услуг с целью дальнейшего использования в рамках инвестиционного анализа.
    Среди зарубежных изданий, связанных с исследованием гостиничных сетей, необходимо выделить «The Cornell Hotel & Restaurant Administration Quarterly», «International Journal of Hospitality Management», «International Journal of Hospitality», «Annals of Tourism Research», «Tourism and Hospitality Research». Однако абсолютное большинство публикаций на данных ресурсах достаточно однобоко рассматривают гостиничные сети в рамках классических типологий отдельных средств размещения по таким критериям, как номерной фонд (большие, средние, малые), качество (звездность), местоположение (у моря, в горах и т.п.), профиль (конгресс-отели, гостиницы при аэропортах, мотели и т.п.), не задаваясь целью отразить международный масштаб функционирования туристско-гостиничных комплексов и проблемы их растущей экспансии.

    Список использованной литературы

    1. Приказ Министерства культуры РФ от 11 июля 2014 г. № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» // ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70743354/#ixzz3aIBNEIZJ (дата обращения: 13.05.2015).
    2. Амосова Г.М. Основные этапы развития международных гостиничных сетей // Проблемы современной экономики. 2013. № 3 (47). С. 383–385.
    3. Амосова Г.М. Особенности экспансии гостиничных сетей на зарубежные рынки // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 11 (59). С. 67.
    4. Бондарев А.К. Дроздов С.М. [и др.]. Международные экономические отношения / под ред. А.И. Евдокимова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.
    5. Костин К.Б. Использование цифровой маркетинговой стратегии как эффективного средства развития компаний туристского бизнеса // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2014. № 3. С. 77–81.
    6. Костин К.Б. Применение технологии радиочастотной идентификации как драйвера ревеню-менеджмента в современной гостиничной индустрии // Вестник ИНЖЭКОНа. 2012. № 5(56). С. 214–217.
    7. Костин К.Б. Ревеню-менеджмент как основа успешного развития индустрии туризма // Российское предпринимательство. 2012. № 11(209). С. 151–156.
    8. Кусков А.С. Гостиничное дело. 2-е изд., испр. М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К0», 2010.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2