Анализ изменений структуры учебных программ при совершенствовании требований ФГОС

Analysis of Changes in Academic Program Structure When Improving Requirements of Federal State Educational Standard



Г.В. Алексеев
И.И. Холявин
М.И. Боровков
G.V. Alexeev
I.I. Holyavin
M.I. Borovkov
gva2003@rambler.ru
gva2003@rambler.ru
spbrosnou@mail.ru
зав. кафедрой информационных технологий и высшей математики, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор технических наук, профессор
доцент кафедры информационных технологий и высшей математики, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат физико-математических наук, доцент
заместитель директора по учебной и научной работе Санкт-Петербургского филиала Российского нового университета, доктор философских наук, профессор
Chair of information technologies and higher mathematics department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, Doctor of Technical Sciences
Associate Professor at information technologies and higher mathematics Department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, PhD in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor
Deputy Director of Academic Affairs and Scientific Research of St. Petersburg Branch of Russian New University, Doctor of Philosophy, professor
г. Гатчина
г. Гатчина
г. Санкт-Петербург
Gatchina
Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • совершенствование рабочих программ
  • эффективность образовательного процесса
  • образовательные учреждения
  • соотношения отдельных блоков организации учебного процесса
  • востребованность выпускников
  • линейное программирование
  • Keywords:

  • improvement of academic programs
  • efficiency of educational process
  • educational institutions
  • assessment of the proportion of various components of educational process
  • demand for graduates
  • linear programming
  • Исследуются проблемы корректировки рабочих программ курсов при внесении в них изменений в связи с периодически меняющимися положениями государственных образовательных стандартов по повышению соответствия подготовленных специалистов требованиям рынка труда реальных секторов экономики. Авторами определены важнейшие показатели и методика определения значимости баланса отдельных структурно-организационных блоков, таких как лекции, лабораторные работы и практические занятия, и составлена соответствующая программа для ЭВМ, позволяющая оценить выбранное соотношение часов в рамках подходов линейного программирования.

    We consider the problems of adjusting academic programs of educational courses to changes in state educational standards aimed at making the skills of graduates conform to the expectations of the labor market in the real sector of economy. We distinguish the key criteria and methods to establish the proportion of various structural and organization components such as lectures, laboratory work and seminars; a special computer program is offered to assess the proportion of teaching periods by methods of linear programming.

    Обзор статьи

    Требованиями действующего ФГОС по направлению подготовки бакалавров «Бизнес-информатика» предусматривается, что при реализации компетентностного подхода в учебном процессе должны широко использоваться активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностями контингента обучающихся, содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий [4; 8]. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% аудиторных занятий.
    В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
    Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ [2; 4; 5].
    Вуз обязан ознакомить обучающихся с правилами формирования ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
    ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия в области большинства профильных дисциплин, в частности такой дисциплины, как «Теория вероятностей и математическая статистика».
    Постоянное совершенствование учебного процесса непосредственно связано с непрерывной корректировкой рабочих программ изучаемых дисциплин, в том числе, в направлении, задаваемом государственными образовательными стандартами [4].
    Современный этап такого совершенствования связан с проблемами формирования у выпускников профессиональных компетенций для более успешной профессиональной адаптации к условиям сегодняшнего рынка рабочей силы. Общими рекомендациями для соответствующих корректировок учебных рабочих программ является пересмотр традиционно сложившихся пропорций для аудиторных занятий, то есть между лекционным блоком, лабораторными занятия и семинарами.

    Список использованной литературы

    1. Алексеев Г.В., Боровков М.И. Роль экологических знаний в формировании общекультурных компетенций студента // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 1.
    2. Алексеев Г.В., Боровков М.И. Современные подходы к решению некоторых проблем непрерывного образования: монография. Саратов: Вузовское образование, 2015. 195 с.
    3. Алексеев Г.В., Боровков М.И. Феномен создания объекта интеллектуальной собственности как критерий креативности инженерного образования: монография. Саратов: Вузовское образование, 2015. 160 с.
    4. Алексеев Г.В., Боровков М.И., Дмитриенко М.И. Выпускник университета – элита рынка рабочей силы реального сектора экономики? // Технико-технологические проблемы сервиса. 2014. №1 (27). С. 118–122.
    5. Алексеев Г.В., Бриденко И.И. Опыт и перспективы применения инновационных технологий образования в области пищевых производств: монография. М.: ИНФРА-М, 2015. 321 с.
    6. Алексеев Г.В., Егошина Е.В., Боровков М.И. Оценка конкурентоспособности инновационного технического решения // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 4. С. 137–146.
    7. Алексеев Г.В., Ковязина М.Г., Боровков М.И. Выбор баланса дисциплин в образовательной программе для успешного формирования необходимых компетенций выпускника // Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 1. С. 213–218.
    8. Алексеев Г.В., Холявин И.И. Нечеткая логика как инструмент оценки конкурентоспособности высшего учебного заведения // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2014. № 4. С. 90–95.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2