Деловые услуги как инструмент инновационной деятельности в развитии бизнес-систем

Business Services as Innovation Tool in Business System Development



С.А. Левитин
С.В. Ипатьева
S.A. Levitin
S.V. Ipatyeva
levitinsergey1@gmail.com
ipatyeva@yandex.ru
старший преподаватель кафедры экономики организаций и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
старший преподаватель кафедры экономики организаций и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • деловые услуги
  • бизнес-система
  • инновации
  • инфраструктура бизнеса
  • синергетический эффект развития бизнес-систем
  • управление
  • Keywords:

  • business services
  • business system
  • innovation
  • business infrastructure
  • synergetic effect of business systems development
  • management
  • Рассматривается взаимодействие бизнес-систем с активно развивающейся инфраструктурой деловых услуг. Показаны проблемы и выгоды такого взаимодействия в условиях ускорения изменений во внешней среде. Излагается взгляд авторов на проблему активизации инновационной активности бизнеса за счет расширения использования деловых услуг.

    We consider the interaction of business systems and fast-developing infrastructure of business services. We look at problems and benefits of such interaction under accelerating changes in the external environment. The problem of activation of business innovation activity by expanding the use of business services is considered.

    Обзор статьи

    Современное развитие бизнес-систем в условиях глобализации и высокой конкурентности рынка диктует всё большее усложнение их структур и поиск новых форм и методов взаимодействия с внешней средой. Это видно в эволюции бизнес-систем от B2C до сетевых структур и метарынков [2], с одновременным процессом динамичной трансформации их внутреннего строения за счет активного использования деловой инфраструктуры. С позиций экономического прогресса возникновение, развитие и использование деловой инфраструктуры является объективной закономерностью и требует эффективного регулирования в целях развития предпринимательства в целом.
    Активизация использования деловых услуг является выходом из ситуации неизбежного усложнения управления современными бизнес-системами, вынужденными постоянно трансформироваться под воздействием динамично изменяющейся внешней среды.
    Многообразие и сложность бизнес-про-цессов, протекающих в бизнес-системе, а также стремление к их рационализации требуют высококачественного профессионального подхода к выполнению каждого из них, отсюда возникает дилемма – либо предприятию необходимо иметь собственных высококлассных и высокооплачиваемых специалистов, а также постоянно обновляемую технологию для выполнения всех бизнес-процессов системы, что не всегда экономически оправдано, либо смириться с неэффективностью выполнения отдельных процессов, порождающей риск утраты конкурентных преимуществ [1]. Учитывая количество и разнообразие протекающих бизнес-процессов, это может вылиться в значительные проблемы и потери.
    Все чаще в организациях либо отказываются от содержания обслуживающих или управленческих подразделений в пользу внешних специализированных организаций, либо выделяют собственные подразделения в обособленные виды бизнеса, связанные с материнской компанией контрактными отношениями и долями в уставном капитале, однако самостоятельно развивающие собственные ключевые бизнес-процессы, результат которых – деловые услуги.
    Расширение использования внешних деловых услуг определяется следующими предпосылками:
    - часть бизнес-процессов выполняется периодически и содержание специалиста требуемого класса в течение всего времени экономически невыгодно;
    - специализация на конкретном типе услуг обеспечивает накопление опыта, более широкое использование современной техники и технологии, оптимальное сочетание высококвалифицированного и технического персонала, т.е. обеспечивается высокое качество при относительном сокращении удельных расходов на выполнение данного бизнес-процесса;
    - широкое развитие интернет-технологий, унификация автоматизированных систем управления позволяют существенно сократить транзакционные издержки и обеспечить быструю реакцию исполнителя на новые требования заказчика процесса.
    Однако выделение отдельных процессов во внешний контур также может спровоцировать дополнительные предпринимательские риски, такие как их относительное удорожание, раскрытие коммерческой тайны, увеличение зависимости от внешних, менее управляемых для данной системы обстоятельств. Для бизнес-систем, работающих по традиционным схемам прошлого века, это существенные негативные последствия, которые тормозят активное использование внешних деловых услуг, однако они бесперспективны с точки зрения развития бизнеса.

    Список использованной литературы

    1. Левитина И.Ю. Методологические аспекты диагностики бизнес-процессов // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. № 3. С. 102–105.
    2. Минс Г., Шнайдер Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе. М.: Альпина, 2001. 264 с.
    3. Муравьёва М. Техплатформа: объединить усилия, наладить диалог // ActaNaturae. 2010. Т. 2. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/ journal/n/acta-naturae-russkoyazychnaya-versiya (дата обращения: 07.05.2014)

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2