Выбор альтернативных стратегий в условиях неопределенности

Selection of Alternative Strategies under Uncertain Conditions



Д.С. Демиденко
Т.И. Леонова
М.С. Бабарин
D.S. Demidenko
T.I. Leonova
M.S. Babarin
demidenko11@rambler.ru
leonova5858@mail.ru
bami@mail.ru
профессор кафедры финансов и денежного обращения Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, доктор экономических наук
профессор кафедры экономики и управления качеством ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), кандидат экономических наук
professor, the Department of Finance and Money Circulation, St. Petersburg Polytechnic University, Doctor of Economics
a Professor at the Department of Economics and Quality Management, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Full Professor
senior lecturer at the Department of Management of St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • альтернативные стратегии
  • оптимизационные задачи
  • математическая интерпретация
  • условия неопределенности
  • Keywords:

  • alternative strategies
  • optimization tasks
  • mathematical interpretation
  • conditions of uncertainty
  • Рассматривается подход к выбору альтернативных стратегий в условиях неопределенности показателей и критериев, представлены математические интерпретации задач, рассмотрены методы оптимизации стратегии.

    We consider the approach to selecting alternative strategies under the conditions of uncertainty of indicators and criteria, present mathematical interpretation of tasks and consider ways of strategy optimization.

    Обзор статьи

    Выбор альтернативных стратегий является одним из ключевых элементов стратегического менеджмента, наряду с целеполаганием и стратегическим анализом. Однако в настоящее время не разработано универсальных оптимизационных моделей, позволяющих произвести наиболее предпочтительный выбор.
    В теории стратегического менеджмента имеется мнение [1; 2; 3; 4; 5], что экономическая оптимизация альтернативных стратегических решений может быть описана моделями, содержащими небольшое количество агрегированных переменных и не обязательно является многомерной задачей оптимизации, в отличие от задач оптимизации объема производства продуктов или услуг, которые всегда являются многомерными (содержащими большое количество переменных величин) вследствие большой номенклатуры производимых продуктов. Такое положение позволяет полагать, что достоверная оценка приоритета стратегии (или ее элементов) в любом масштабе (например, общества или одной организации) может быть достигнута на основе использования ограниченного количества агрегированных критериев и аналитических показателей. Однако это не исключает трудностей, обусловленных разнонаправленностью позитивных тенденций изменения различных агрегированных показателей (позитивной тенденцией будем называть предпочтительное направление динамики показателя, например: рентабельность должна увеличиваться, потери должны уменьшаться и т.д.) и несовпадением системы координат их количественной оценки (натуральные, стоимостные или относительные единицы измерения показателей).
    Возможными подходами к сопоставительному анализу несоизмеримых в указанном смысле аналитических показателей в экономической науке являются следующие:
    1. Формирование однородных групп показателей. Проведение сравнительного анализа внутри выявленных однородных групп аналитических показателей, количественно соизмеримых с совпадающей позитивной тенденцией (рентабельность с рентабельностью, потери с потерями и т.д.).
    2. Векторный подход. Для характеристики объекта используется вектор несопоставимых агрегированных аналитических показателей. В этом случае для анализа необходим эталонный вектор, элементы которого могли бы служить базой при анализе или планировании.
    3. Анализ неопределенности. Необходимость такого анализа возникает при отсутствии или недоступности требуемых данных для вычисления агрегированных аналитических показателей, а также неясных представлений о предпочтительных и имеющихся фактически тенденциях и приоритетах. В этих случаях на практике обычно прибегают к экспертным оценкам значимости, приоритетности, весомости аналитических показателей и тенденций, которые, будучи субъективными, вносят неопределенность. При анализе условий неопределенности применяются также статистические методы, методы анализа и критерии принятия решений в условиях состязательности.

    Список использованной литературы

    1. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление / пер. с англ. Ю.Н. Контуровской. СПб.: Питер, 2002
    2. Ансофф И. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2009.
    3. Кэмпбелл Д., Стоунхаус Д., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент. М.: Проспект, 2006.
    4. Портер М. Конкурентная стратегия. Методики анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
    5. Стрикленд А.Дж., Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. М.: Вильямс, 2007.
    6. Хикс Р.Дж. Стоимость и капитал / общ. ред. и вступ. ст. Р.М. Энтова. М.: Прогресс, 1988.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2