Государственное регулирование сферы услуг

State Regulation of Service Sphere



П.А. Белорусцева
P.A. Belorustseva
bpa@mmg-spb.ru
ассистент кафедры продюсерства ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»
assistant lecture at the Department of Producing of St. Petersburg State University of Cinema and Television
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • государственное регулирование
  • механизм государственного регулирования
  • сфера услуг
  • государственное стимулирование малого бизнеса
  • управленческие решения
  • Keywords:

  • state regulation
  • state regulation mechanism
  • service sphere
  • state stimulation of small business
  • managerial decisions
  • Рассматриваются основные причины, цели и объекты государственного регулирования сферы услуг, анализируется их влияние на процесс принятия управленческих решений на предприятиях данной сферы.

    We consider the main reasons, goals and objects of state regulation of service sector and analyze their impact on the process of decision-making in the sphere in question.

    Обзор статьи

    В современных условиях сфера услуг является важной частью экономики страны, что влечет за собой повышенное внимание государства к развитию и функционированию данной сферы, а также возрастанию роли государственного регулирования.
    Среди основных причин государственного вмешательства в сферу услуг можно выделить следующие:
    1) Неравномерное развитие рыночных отношений в различных отраслях сферы услуг. В таких отраслях, как торговля, туристский, рекламный, консалтинговый бизнес и пр., рыночные отношения хорошо развиты и позволяют говорить о существовании эффективного механизма и баланса между получением прибыли организациями и удовлетворением потребностей потребителей, однако, когда речь идет о сферах образования, здравоохранения, культуры, которые обеспечивают необходимые условия жизнедеятельности людей, переход на исключительно рыночные отношения невозможен в связи с потенциальным ограничением доступа к данным услугам некоторых слоев населения.
    2) Исключительно государство имеет возможность осуществлять производство, регулирование и контроль предоставления услуг в основополагающих сферах жизнедеятельности, таких как ЖКХ, транспорт, государственные услуги и пр., предоставление которых предполагает обязанность их оплаты потребителями, что выражается в форме системы сборов и пошлин, установленных налоговым и таможенным законодательством, а также системы тарифного регулирования на разных уровнях публично-правовых образований.
    3) Наличие отрицательных внешних эффектов в виде провалов рынка, ведущих к необходимости введения со стороны государства налоговых льгот и послаблений, антимонопольного регулирования валютных интервенций, ограничения максимальной ставки банковского процента Центрального банка Российской Федерации, упрощение процедуры создания предприятий малого и среднего бизнеса.
    4) Государство является монополистом в таких сферах, как почтовая связь, производство и реализация психотропных и наркотических средств, метрополитен.
    Государственное регулирование сферы слуг позволяет достигнуть таких целей, как стимулирование темпов развития экономики; стимулирование развития малого и среднего бизнеса в сфере услуг, создание благоприятных условий для добросовестной конкуренции, наращивания экспортного потенциала сферы услуг.
    В качестве основных объектов государственного регулирования сферы услуг выступают отрасли, процессы и условия производства услуг, где возникли или могут возникнуть трудности, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем. Среди них можно выделить следующие: 1) ресурсы – материальные и нематериальные активы; 2) социальная инфраструктура; 3) занятость населения; 4) денежное обращение; 5) социальное обеспечение; 6) система подготовки и переподготовки кадров; 7) окружающая среда; 8) человеческий потенциал; 9) человеческий капитал; 10) сам рынок услуг [12].
    Сегодня государственное регулирование сферы услуг в Российской Федерации осуществляется, в том числе, посредством законодательства, регламентирующего функционирование сферы услуг. Сфера оказания услуг регулируется такими нормативными правовыми актами, как федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и указы Президента Российской Федерации, подзаконные акты отраслевых министерств, федеральных агентств и федеральных служб (Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и др.).

    Список использованной литературы

    1. Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1996. 10 февраля. № 27.
    2. Федеральный закон РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Российская газета. 1996. 7 января. № 8.
    3. Федеральный закон РФ от 19.06.1995 г. № 89-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Законов Российской Федерации "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг"» // Российская газета. 1995. 22 июня. № 119.
    4. Федеральный закон РФ от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» // Российская газета. 2011. 30 июня. № 139.
    5. Федеральный закон РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 31 июля. № 164.
    6. Федеральный закон РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» // Российская газета. 2006. 15 марта. № 51.
    7. Федеральный закон РФ от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Российская газета. 2008. 31 декабря. № 267.
    8. Федеральный закон РФ от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 30 декабря. № 253.
    9. Федеральный закон РФ от 24.11.1996 г. № 123-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 1996. 31 декабря. № 231.
    10. Федеральный закон РФ от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 25 июля. № 158.
    11. Федеральный закон РФ от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // Российская газета. 2011. 8 апреля. № 75.
    12. Кривко С.Р. Экономический механизм государственного регулирования развития сферы услуг в регионах РФ // Общество: политика, экономика, право. 2012. № 3. URL: http://teoria-practica.ru/-10-2012/economics/ krivko.pdf (дата обращения: 05.03.2014)

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2