Государственные корпорации в российской экономике

State Corporations in Russian Economy



В.А. Черненко
V.A. Chernenko
chernenko1003@yandex.ru
зав. кафедрой корпоративных финансов и оценки бизнеса ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
head of the Department of Corporate Finance and Business Assessment, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • государственные корпорации
  • публичные финансовые ресурсы
  • социально-экономическое развитие экономики
  • Keywords:

  • state corporations
  • public financial markets
  • socio-economic development of economy
  • Рассматриваются вопросы функционирования российских госкорпораций, их влияние на развитие экономики страны. Исследуется такое направление государственной политики, как создание и расширение масштабов деятельности государственных корпораций. Анализируется одно из направлений деятельности государства – формирование и использование публичных финансовых ресурсов.

    We consider the work of Russian state corporations and their impact on the economic development of the country. Special attention is paid to such direction of the state policy as creating and expanding the activity of state corporations. Forming and using public financial resources as one of state activities is analyzed.

    Обзор статьи

    Одним из направлений государственной политики является создание и расширение масштабов деятельности государственных корпораций. К созданным государством крупным акционерным холдингам ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» прибавились государственные корпорации, выполняющие широкий спектр функций в соответствии с их целевой деятельностью. Их формирование и функционирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, различных производственных и финансовых активов.
    В зарубежной практике государственные корпорации создавались для отраслей промышленности, подвергшихся национализации. Например, в Великобритании с 1945 по 1980 гг. были созданы: Британская газовая корпорация, Национальный угольный совет, Центральный совет по выработке электричества. В Италии было создано министерство корпораций, в состав которого входили отрасли пищевой, автомобильной, оборонной промышленности, а также железнодорожная корпорация.
    В России государственные корпорации создаются для решения задач экономического, социального и политического характера. Государственная корпорация (ГК) представляет собой юридическое лицо, созданное для реализации общественных интересов в экономической сфере.
    ГК «Внешэкономбанк» [1], ГК «Ростехнологии» и др. [4] осуществляют свою деятельность в сферах банковской деятельности и поддержки обороноспособности государства соответственно.
    ГК, за исключением «Олимпстрой» и «Агентство по страхованию вкладов», были созданы за счет значительных средств государства. Структура формирования имущественных взносов для ГК индивидуальна. «Внешэкономбанк», Фонд содействия реформированию ЖКХ, ГК «Роснано» получили денежные средства на длительный период времени. Например, «Внешэкономбанк» приобрел 98% акций ОАО АКБ «Связь-банк». «Внешэкономбанк» был наделен правом оказывать финансовую поддержку российских организаций по обслуживанию иностранных заимствований в период кризиса 2008 г.
    ГК развивали свою деятельность и за счет диверсификации имущества путем привлечения производственных активов. Так, ГК «Ростехнологии» были переданы пакеты акций 183-х акционерных обществ, созданных на основе государственных унитарных предприятий, 243-х существующих акционерных обществ, а также 2-х совместных предприятий с участием Российской Федерации в капитале. (Указы Президента РФ от 28.04. 2007 г. № 570 и от 26 мая 2008 г. № 853) [5; 6].
    ГК наряду с основными функциями наделялись и дополнительными функциями по организации и выполнению государственных программ, федеральных целевых программ, реструктуризации дочерних компаний и формированию на их основе интегрированных структур, формированию производственных холдингов и т.п. Значительные финансовые ресурсы, полученные некоторыми ГК, позволяли и позволяют решать долгосрочные задачи.
    ГК выполняют важные социальные функции в регионах РФ (Фонд содействия реформированию ЖКХ и «Олимпстрой») [2; 3]. ГК «Олимпстрой» способствовала созданию современной инфраструктуры в регионе и условий по дальнейшему развитию государственно-частного партнерства на национальном и международном уровнях. Стоит обратить внимание, что успешная реализация задач этой ГК позволило создать современную инфраструктуру г. Сочи как горноклиматического курорта. На наш взгляд, опыт ГК «Олимпстрой» может использоваться и в других регионах РФ. Переход к территориальному и региональному финансированию позволит решить триединую задачу: сократить сроки строительства при комплексном освоении объектов, развивать опыт государственно-частного партнерства, сократить количество государственных субсидий. Изменение философии финансирования на региональном, межрегиональном и территориальном уровнях изменит финансовые отношения между субъектами на основе нового формата. Эти корпорации в соответствии с задачами выполняют общественно полезные функции. Такие же функции выполняют и другие ГК в соответствии с их целевой деятельностью.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 17.05. 2007 г. № 82-ФЗ «О Банке развития» // СЗ РФ. 2007. № 22. Ст. 2562.
    2. Федеральный закон Российской Федерации от 30.10.2007 г. № 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // СЗ РФ. 2007. № 45. Ст. 5415.
    3. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-ком-мунального хозяйства» // СЗ РФ. 2007. № 30. Ст. 3799.
    4. Федеральный закон Российской Федерации от 19.07.2007 г. № 139-Ф3 « О государственной корпорации нанотехнологий» // СЗ РФ. 2007. № 30. Ст. 3753.
    5. Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2007 г. № 139-ФЗ «О государственной корпорации «Ростехнологии» // СЗ РФ. 2007. № 48 (2 ч.). Ст. 5814.
    6. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-ком-мунального хозяйства» // СЗ РФ. 2007. № 30. Ст. 3799.
    7. Восточный фронт ЮКОСа // Forbes. 2009. № 63. Июнь.
    8. Время собирать камни // Эксперт. 2014. № 26. 23–29 июня.
    9. Егор Гайдар об эпохе Ельцина // Новое время. 2007. 24 апреля.
    10. Рейтинг крупнейших компаний России – 2012 по объему реализации продукции // Эксперт. 2012. № 39. 1–7 октября.
    11. Санкции, которые могут повлиять на деньги россиян в отечественных банках, никогда введены не будут // Российская газета. 2014. № 169. 30 июня.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2