Двойственная природа сферы культуры: экономический и социально-культурный аспекты

Dual Nature of Sphere of Culture: Economic and Socio-Cultural Aspects



Н.А. Носкова
N.A. Noskova
olgache@mail.ru
аспирант кафедры управления экономическими и социальными процессами ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»
candidate for PhD at the Department of Management of Economic and Social Processes of St. Petersburg State University of Cinema and Television
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • сфера культуры
  • культура
  • учреждения культуры
  • инновационный потенциал
  • Keywords:

  • sphere of culture
  • culture
  • cultural institutions
  • innovation potential
  • Рассматривается двойственная природа сферы культуры. Обосновывается важность и значимость каждой из ее составляющих. Определяется возможность использования данной специфической особенности как источника инновационных возможностей развития сферы культуры.

    We consider the dual nature of culture and prove the importance and significance of each of its components. The possibility to use this specific characteristic as a source of innovation opportunities for the development of culture is determined.

    Обзор статьи

    Развитие экономики и общества на современном этапе происходит в условиях жесткой конкуренции, что подразумевает наличие инновационной составляющей во всех сферах общественного производства. Переход к инновационному типу развития присущ для всех стран с развитыми экономиками. При этом стоит отметить, что традиционно экономически невыгодные, дотационные сферы общественной жизни и хозяйственной деятельности приобретают в условиях конкурентной борьбы несколько иное значение. Сфера культуры, которая всегда имела основной целью сохранение национального достояния страны, народа, сегодня становится на коммерческий путь, что обусловливает необходимость поиска потенциальных возможностей ее развития в данном направлении. При этом стоит отметить, что в существующих условиях ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится также сфере культуры. Переход к инновационному развитию лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества.
    Сфера культуры традиционно рассматривается в качестве одного из самых эффективных инструментов расширенного воспроизводства человеческого потенциала, отвечающего требованиям инновационного развития экономики и задачам модернизации современного общества.
    До недавнего времени сфера культуры редко становилась объектом статистического изучения, математической формализации и экономических исследований. Во многом это связано с тем, что вся сфера услуг, структурным элементом которой является область культуры, стала играть значительную роль в экономических процессах относительно недавно, по сравнению с более традиционными секторами материального производства. Также многие услуги, оказываемые в сфере культуры, имеют свои специфические особенности, обусловленные тем, что главный объект их воздействия – индивид с его субъективным восприятием. Поэтому многие показатели сферы культуры не поддаются прямому и однозначному количественному или качественному измерению. Все упомянутые особенности приводят к тому, что сфера культуры традиционно рассматривается как нечто непопадающее под действие общепринятых экономических механизмов и неизучаемое с помощью математического и статистического инструментария.
    Однако в настоящее время всё более распространённым становится мнение о том, что в процессе деятельности организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением (потреблением) культурных ценностей и благ.
    Возможность включения сферы культуры в полноценные экономические (рыночные) отношения, обусловливается двойственной природой данной сферы (рис. 1). Традиционно деятельность в сфере культуры рассматривалась исключительно в виде добровольной деятельности людей, которые через многообразие форм культуры реализовывали или удовлетворяли свои духовные, эстетические и культурные потребности. Таким образом, сфера культуры выполняет свою культурную и социальную функцию и обусловливает свой социально-культурный характер.
    В развитии современного общества сфера культуры по-прежнему выполняет свою главную функцию – сохранение и распространение культурного наследия, но в условиях стремительного развития рыночных отношений и расширения капиталоёмких сфер материального производства сфера культуры вынуждена подстраиваться под условия хозяйственной деятельности и искать новые формы существования. Такие вызовы экономической системы наделяют сферу культуры экономической характеристикой. Сфера культуры активно включается в экономические отношения, становится новой, уникальной и потенциально перспективной областью капиталовложений и инвестиций. Данный аспект позволит сфере культуры решить одну из главных проблем, стоящих перед ней – привлечь внебюджетное финансирование, которое будет направлено не только на сохранение объектов культурного наследия, но и на получение дополнительной или ранее неполучаемой прибыли, что позволит со временем стать сфере культуры полноценным самоокупаемым субъектом рыночных отношений.

    Список использованной литературы

    1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 годы». Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 2567-р (с изм. от 28 июня 2013 г. № 1099-р). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
    2. Министерство Культуры РФ: [сайт]. URL: http://mkrf.ru
    3. НЕВАФИЛЬМ: [сайт]. URL: http://nevafilm.ru
    4. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации: [сайт]. URL: http://gks.ru

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2