Влияние экономики знаний на управление предприятиями сферы услуг

Influence of Knowledge Economy on Managing Service Sector Companies



А.П. Ерофеева
A.P. Yerofeeva
dekanat205@yandex.ru
асипрант кафедры маркетинга и управления персоналом ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»
candidate for PhD, the Department of Marketing and Personnel Management, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University
г. Новгород
Novgorod

Ключевые слова:

  • экономика знаний
  • человеческий капитал
  • предприятия сферы услуг
  • инновации
  • IT-технологии
  • система управления персоналом
  • Keywords:

  • knowledge economy
  • human capital
  • service sector companies
  • innovation
  • information technology
  • personnel management system
  • Проведен анализ влияния экономики знаний на условия деятельности предприятий сферы услуг. Обобщена статистическая информация и теоретические изыскания, показывающие необходимость обновления системы управления персоналом предприятий сферы услуг.

    We carry out the analysis of the influence of knowledge economy on working conditions of service sector companies. We summarize the statistics and theoretical research showing the need to update the personnel management system as service sector companies.

    Обзор статьи

    В начале XXI века развитие рыночных отношений и экономики знаний дало толчок к пересмотру концепции управления предприятиями сферы услуг и привело к радикальным трансформациям направлений и механизмов структурных преобразований в современных организациях. Оперативное действие предприятий сферы услуг наиболее зависит от целесообразного использования всех имеющихся ресурсов, в том числе трудовых. В новых условиях человеческий фактор является важнейшим структурным элементом производственного процесса, а человеческие ресурсы и кадровая работа становятся стратегическим ресурсом и фактором конкурентоспособности предприятий сферы услуг. При этом управление человеческим капиталом приобретает особую ценность для предприятий различных отраслей и сфер деятельности, потому как без инициативных, высокообразованных, целеустремленных специалистов, способных продвигать инновационные идеи, невозможно обеспечить динамическую стабильность и эффективность предприятий сферы услуг в рыночной среде в условиях экономики знаний.
    Концепцию экономики знаний в самом общем виде можно представить как идею о том, что деятельность по производству, распространению и использованию знания в производственной деятельности и общественной жизни сегодня становится ключевой. В этом случае необходимо отметить, что в данных условиях знание приобретает ценность как инструмент изменения общественно-экономического уклада.
    Исследуя экономику, основанную на знании, как феномен нескольких последних десятилетий, ученые выделяют ряд факторов, позволяющих говорить о знании как об основе современного развития общества [3; 5; 10; 11]:
    ● знания сегодня являются важнейшим фактором производства наряду с природными ресурсами, трудом и капиталом; сформирован рынка знаний;
    ● инноваций являются ключевым аспектом формирования конкурентных преимуществ и развития компаний;
    ● вложения в экономику знаний (НИР и ОКР, обучение, IT и пр.) характеризуются высоким объемом;
    ● повышение роли человеческих ресурсов и вложений в обучение персонала;
    ● сотрудники, занятые в производстве, передаче и использовании знаний, формируют наиболее многочисленную группу в общей структуре занятости;
    ● новые информационно-коммуникаци-онные технологии активно применяются как инфраструктура «знаниевой» экономики.
    Все отмеченные факторы могут быть проиллюстрированы и подтверждены конкретным статистическим материалом.
    Например, говоря о знании как о важнейшем факторе производства следует отметить, что на первое место выходят знания как основной ресурс и источник стоимости. С переходом к «знаниевой» экономике («интеллектуальная экономика») возникает новая форма богатства, где превалирует человеческий капитал над физическим. По оценкам некоторых исследователей соотношение физического и человеческого капитала с начала XX в. изменилось на прямо противоположное. Так, если в начале прошлого века соотношение было 2 к 1, то в начале XXI в. это соотношение уже 1 к 2 [9].

    Список использованной литературы

    1. Измерение информационного общества – 2012. Доклад Международного союза электросвязи // Международный союз электросвязи: [сайт]. URL: http://www.itu.int/ITU-D/ict/ publications/idi/material/2012/MIS2012-ExecSum-R.pdf (дата обращения: 11.11.2014).
    2. Календжян С.О., Клева Л.П. Непрерывное обучение менеджеров: мода или необходимость? // Компетентность. 2006. № 8. С. 42–44.
    3. Катенев В.И. Перспективы развития сетевой экономики в условиях экономики знаний // Проблемы современной экономики. 2007. № 2. С. 90–95.
    4. Климов С.М. Значение интеллектуальных ресурсов в постиндустриальной экономике // Центр дистанционного образования «Элитариум»: [сайт]. URL: www.elitarium.ru (дата обращения: 11.11.2014).
    5. Лысов И.А., Баранов М.Н., Романов А.В. Экономика знаний: сущностные черты и концептуальная модель // Вестник экономической интеграции. 2010. Т. 1. № 3. С. 25–31.
    6. Отчет Европейского банка реконструкции и развития – 2012 // Европейский банк реконструкции и развития: [сайт]. URL: http://www.ebrd.com/downloads/research/ economics/publications/specials-russia.pdf (дата обращения: 11.11.2014).
    7. Российский статистический ежегодник–2011: стат. сб. / Росстат России. М., 2011. С. 144.
    8. Россия в цифрах–2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. С. 99.
    9. Скоблякова И.В. Критерии развития постиндустриального общества и роль человеческого капитала. URL: http://bali.ostu.ru/ umc/arhiv /2006.
    10. Тарасов В. Синергетические организации в сетевой экономике знаний // Журнал e-Learning World. 2006. № 4 (14).
    11. Хохлов Ю.Е., Шапошник С.Б. Экономика, основанная на знании: социально-эко-номические тенденции и политические цели // Информационное общество. 2002. Вып. 1. С. 4–7.
    12. Чан Куок Лам К.Л. Оценка показателей использования человеческого капитала в инновационной экономике // Экономические науки. 2011. № 74. С. 38–42.
    13. Число пользователей интернета в мире превысило 2 миллиарда // РИА-Новости: [сайт]. URL: http://ria.ru/technology/20120119/ 543870925 (дата обращения: 11.11.2014).
    14. Экономика знаний. Некоторые параметры межстрановых сравнений. Данные Международной организации труда // Независимая газета. 2007. 24 апреля.
    15. Международный союз электросвязи ООН: [сайт]. URL: http://www.itu.int

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2