Анализ моделей и методов государственной поддержки киноиндустрии на базе зарубежного опыта

Analysis of Models and Methods of Government Support of Film Industry Based on International Experience



З.А. Шокарова
Z.A. Shokarova
olgache@mail.ru
аспирант кафедры управления экономическими и социальными процессами ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»
candidate for PhD, the Department of Management of Economic and Social Processes, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • киноиндустрия
  • государственная поддержка
  • сфера культуры
  • источники финансирования
  • Keywords:

  • film industry
  • government support
  • sphere of culture
  • sources of financing
  • Приводится классификация ключевых моделей государственной поддержки киноиндустрии. Рассмотрены основные методы государственного регулирования киноотрасли. Проведен общий анализ эффективности применения механизмов государственной поддержки в России и за рубежом.

    We offer a classification of key models of government support of film industry. The basic methods of government regulation of film industry are considered. We analyze the efficiency of applying the mechanisms of government support in Russia and abroad.

    Обзор статьи

    Одним из наиболее приоритетных направлений государственной культурной политики является развитие киноотрасли, которая обеспечивает сохранение и преумножение культурного потенциала, формирование ценностных ориентаций в обществе, продвижение определенных гражданских и нравственных ценностей. Модель многоканального финансирования киноиндустрии складывается в каждой стране на основе выбора конкретных методов, форм и механизмов финансовой политики. Выбор той или иной модели обусловлен степенью централизации / децентрализации государственного управления, характером взаимоотношений между государством и бизнесом, особенностями национальной системы бюджетирования, уровнем развития спонсорских отношений.
    Всё многообразие сложившихся систем поддержки киноотрасли можно условно свести к трем основным моделям: американской, британской и европейской, основное различие между которыми состоит в соотношении рыночных и государственных механизмов регулирования отрасли.
    Для американской (популистской) модели характерна незначительная роль государства в финансировании кинематографии. Оно оказывает косвенную поддержку путем создания налоговых преференций для частных лиц и корпораций, желающих субсидировать искусство, обеспечивая приток в отрасль заемных и привлеченных средств (благотворительная и спонсорская помощь) и выступая, тем самым, в роли «вдохновителя». Использование подобных механизмов позволяет обеспечить максимальное разнообразие источников субсидирования, но ставит творчество в зависимость от вкуса меценатов, делает его коммерчески ориентированным. Методология данного типа широко используется в США.
    Следующая модель экономического взаимодействия государства и культуры – это британская (эклектическая) модель, основанная на принципе паритетного использования государственных и рыночных механизмов. Согласно данной модели, государство выделяет из бюджета определенную сумму дотаций, но фактически не участвует в ее распределении, обеспечивая тем самым определенную независимость культурных учреждений от государственной цензуры. Распределительную функцию выполняют различные негосударственные посреднические организации (фонды, институты культуры, творческие ассоциации). Одним из важнейших механизмов поддержки кинематографии в данной модели выступает принцип корпоративного спонсорства, который позволяет компаниям-вкладчикам получать измеримое маркетинговое преимущество (благоприятный имидж, повышение узнаваемости бренда, улучшенный информационный образ в общественном сознании) в обмен на финансовое содействие организациям культуры. Данная модель широко применяется в Германии и странах Скандинавии, но наиболее ярким примером государства-патрона является Великобритания.
    Согласно европейской (патерналистской) модели обеспечение организаций киноотрасли преимущественно происходит за счет государственного бюджета. Финансирование зачастую осуществляется через министерство/департамент культуры или подведомственную им организацию. Данная модель в настоящее время функционирует в Испании, Италии, Франции и России [1].

    Список использованной литературы

    1. Абанкина И., Абанкина Т., Осовецкая Н. Финансирование культуры в европейских странах: обзор подходов и методов // Отечественные записки. 2005. № 4(25). С. 124–131.
    2. Леонтьева К. Российский кинорынок: этапы первого полугодия – 2014 // Синемаскоп. 2014. № 3(47). С. 3–4.
    3. Пугач А. Тенденции мирового рынка киноиндустрии в 2013 г. // Телекритика: [сайт]. URL: http://www.telekritika.ua/daidzhest/ 2014-06-19/94915 (дата обращения: 08.11.2014).
    4. Klamer A., Petrova L. Financing the Arts and Culture in the European Union: Brussels, European Parliament // Политика в области культуры и тенденции в Европе: сборник. URL: http://www.culturalpolicies.net/web/files/ 134/en/Financing_the_Arts_and_Culture_in_the_EU.pdf (дата обращения: 08.11.2014).
    5. Olsberg J. Building sustainable film businesses: the challenges for industry and government. 2012 // Канадское медиа-производствен-ное объединение (СМРА): [сайт]. URL: http://www.cmpa.ca/sites/default/files/documents/industry-information/studies/Building%20 sustainable%20film%20businesses%20%20the% 20challenges%20for%20industry.pdf (дата обращения: 22.10.2014).
    6. Британский институт кино: [сайт]. URL: http://www.bfi.org.uk/sites/bfi.org.uk/files/ downloads/bfi-film-forever-2012-17.pdf (дата обращения: 08.10.2014).
    7. Национальный центр кинематографии: [сайт]. URL: http://www.cnc.fr (дата обращения: 12.10.2014).
    8. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры: [сайт]. URL: http://www.uis.unesco.org/Pages/ default.aspx (дата обращения: 18.10.2014).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2