Профессиональный стандарт педагога: вызовы времени

PROFESSIONAL STANDARD OF TEACHER: CURRENT CHALLENGES



В.П. Топоровский
V.P. Toporovsky
frpo@loiro.ru
зав. кафедрой профессионального образования, декан факультета профессионального образования ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», доктор педагогических наук, профессор
Head of the Department of Professional Education, Dean of the Faculty of Professional Education, Leningrad Regional Institute of Development of Education, Doctor of Pedagogics, professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • образовательная политика
  • профессиональный стандарт
  • компетентность педагога
  • подходы
  • инновации
  • профессионализм
  • Keywords:

  • educational policy
  • professional standard
  • teacher’s competence
  • approaches
  • innovations
  • professionalism
  • В статье обоснованы походы, связывающие содержание профессионального стандарта педагога с требованиями времени к его педагогической деятельности. Рассмотрены пути формирования и оценки профессиональной компетентности педагога. Теоретические обоснования дополнены направлениями по эффективности повышения квалификации работников образования в современных условиях.

    We substantiate the approaches connecting the contents of professional standard of teacher and current requirements to teacher’s activity. Ways to develop and assess teacher’s professional competence are studied. Theoretical grounds are supplemented with guidelines to increase the effectiveness of teachers’ professional training under modern conditions.

    Обзор статьи

    В последние годы в России приняты важнейшие документы, характеризующие государственную образовательную политику и затрагивающие основные вопросы как в целом в образовании, так и, конкретно, профессиональном. В связи с этим существенно изменились подходы к внедрению образовательных стандартов и учебных программ, влияющие на характеристики всех компонентов образовательного процесса: содержание, принципы, технологии, организационные структуры, механизмы профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов, способствующие повышению эффективности и результативности деятельности образовательных организаций.
    К таким документам относятся Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты разных уровней и поколений, Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и др. [8].
    В данной статье мы обоснуем важность и необходимость учета идей профессионального стандарта педагога в образовательной деятельности. Стандарт является инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире, а также фактором повышения качества отечественного образования. В его содержании отмечены основные задачи. Основными задачами принятия стандарта являются повышение мотивации педагогических работников к труду и качеству образования; установление единых требований к содержанию и технологиям профессиональной педагогической деятельности, моделирование ситуаций для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации их профессиональной компетентности, создание условий для формирования должностных инструкций и планирования карьеры [8].
    Кроме того, в содержание профессионального стандарта заложены оптимальные подходы к квалификации педагога с учетом обобщенных трудовых функций и их компонентов. Очень важно, что уделено внимание качеству профессиональной подготовки педагогов, повышению их квалификации, стажировке и аттестации, а также эффективному применению современных педагогических технологий для более продуктивной организации образовательного процесса и повышения его результативности.
    По стандарту педагогам рекомендуется обучаться по дополнительным профессиональным программам в соответствии с профилем педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года. Педагогические работники обязаны «использовать педагогически основанные формы, методы и приемы организации учебной и учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности» [2. C. 9].
    Кроме того, в разделе 11 «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» приведены следующие функции, для выполнения которых требуются экспертные, проектировочные, исследовательские, аналитические, оценочные компетенции:
    1. Рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, среднего профессионального образования и (или) дополнительного профессионального образования.
    2. Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и (или) дополнительного профессионального образования.
    3. Организация научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и (или) дополнительного профессионального образования под руководством специалиста более высокой квалификации [2].
    Таким образом, профессиональный стандарт педагога, введенный на территории Российской Федерации, представляет собой нормативный документ, определяющий требования к перечню профессиональных и личностных требований к педагогу, его квалификации и компетентности в современных условиях. У педагога, наряду с другими участниками образовательного процесса, должны быть сформированы и развиты проектные, методические, технологические, исследовательские, аналитические, экспертные компетентности, которые позволяют выполнять профессиональные педагогические функции в соответствии с требованиями и вызовами времени. Поэтому сегодня редко кого из педагогов нужно убеждать в важности и необходимости формирования и развития перечисленных компетентностей у каждого работника образования [8].
    Отметим также, что эти идеи были отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 47, гл. 5, п. 6). В законе сказано, что педагогические работники могут пользоваться различными академическими правами и свободами. И среди них такие, как «право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций» [1].
    Педагог и ученый В.А. Сухомлинский отмечал, что сильным и опытным становится педагог, умеющий анализировать свой труд. Педагогический труд отличается сложностью и многогранностью. Он не поддается обычному учету и нормированию. В области педагогического труда практически невозможно сразу получить отдачу и результат. Качественные результаты педагогического труда отодвигаются во времени и имеют кумулятивный характер. Это свойство проявляется в последовательном суммировании промежуточных результатов педагогического труда, что позволяет в итоге оценить нарастающую эффективность его воздействия.
    Исследователи отмечают, что появление и внедрение компетентностного подхода в педагогическую практику связано с недостаточной эффективностью и результативностью знаниевой парадигмы в организации, содержании и построении образовательного процесса. Многие из них определяют компетенции как объективную характеристику (описание) должности, обязанностей, потенциала. А компетентности, по их утверждению, представляют субъективную сторону, которая отражает интегративную характеристику качеств человека (работника), ориентированных на решение реальных задач, определяемых его должностью (полномочиями, правами, обязанностями), реальными возможностями и способностями.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования России. 2012.
    2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» от 8 сентября 2015 года № 608 н.
    3. Гришанова Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых. М.: ИЦПКПС, 2004. 16 с.
    4. Жилина А.И. Системный подход в современном научно-педагогическом исследовании // Педагогический поиск: проблемы и пути решения: материалы 2 науч.-практ. конференции школы молодого ученого. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006. С. 5–11.
    5. Российское образование – 2020 // Вопросы образования. 2008. № 1.
    6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редколлегия: М.М. Безруких, В.А. Болотов и др. М.: БРЭ, 2003.
    7. Топоровский В.П. Аналитическая компетентность педагога: технологии развития, педагогический анализ, методы и формы оценки. 2-е изд. стереотип. М.: Планета, 2011. 176 с.
    8. Топоровский В.П. Особенности развития компетентности педагога в свете требований профессионального стандарта // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2016. № 2. С. 111–115.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2