Управление трудовым потенциалом региона в контексте инновационного развития экономики

MANAGEMENT OF REGIONAL LABOR POTENTIAL UNDER INNOVATION ECONOMIC DEVELOPMENT



С.А. Иванов
S.A. Ivanov
ivanov.s@iresras.ru
зав. Лабораторией проблем развития социального и экологического пространства и воспроизводства трудовых ресурсов региона Института проблем региональной экономики РАН, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук, академик РАЕН,
Head of the Laboratory of Problems of Development of Social and Ecological Space and Regional Labor Resources Reproduction, Institute of Problems of Regional Economy of Russian Academy of Sciences, leading researcher of St. Petersburg State University, Doctor of Economics, member of Russian Academy of Natural Sciences
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • регион
  • муниципальное образование
  • стратегия
  • инновационная экономика
  • трудовой потенциал
  • профессиональное образование
  • рынок труда
  • баланс трудовых ресурсов
  • качество рабочей силы
  • квалификация
  • сертификация
  • Keywords:

  • region
  • municipality
  • strategy
  • innovation economy
  • labor potential
  • professional education
  • labor market
  • balance of labor resources
  • quality of labor resources
  • qualification
  • certification
  • В статье рассматриваются проблемы формирования кадрового потенциала инновационной экономики региона, обосновывается необходимость управления балансом трудовых ресурсов, качеством рабочей силы, а также повышения квалификации работников органов регионального управления, отвечающих на поддержку инновационных процессов в регионе. Приведены рекомендации по изучению рынка труда региона, развитию содержания профессионального образования, формированию заказа на подготовку кадров системе профессионального образования. Определены приоритеты обучения персонала органов управления регионального и муниципального уровня в контексте формирования инновационной экономики.

    We consider the problems of forming staff potential for innovation economy of a region. We substantiate the need to control the balance of labor resources, the quality of workforce as well as professional training of employees of local governmental bodies responsible for the support of innovations in the region. We offer guidelines for labor market study, curriculum development and forming the order for training personnel for the professional education system. Priorities of training the employees of regional and municipal administrative bodies under innovation economy are determined.

    Обзор статьи

    В последнее время эксперты все чаще констатируют, что одним из главных препятствий инновационного развития экономики регионов России становится кадровая проблема. Так, в последнем аналитическом докладе Российского союза промышленников и предпринимателей «О состоянии делового климата в России в 2015 году» отмечается, что дефицит квалифицированной рабочей силы испытывают 40,4% российских компаний [1. С. 12]. При этом потребность в специалистах высшего уровня квалификации испытывают 58,6% компаний [1. С. 13].
    Кадровая проблема выделяется в качестве ключевой и в основополагающих документах стратегического развития страны.
    В частности, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [2] в качестве одного из вызовов, с которым сталкивается страна, указывается на возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. При этом отмечается, что в России пока еще действуют негативные тенденции в развитии человеческого потенциала.
    Еще более определенно об этой проблеме сказано в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». В этом документе подчеркнуто, что «недостаточная приоритезация задач по … развитию человеческого капитала и целого ряда других задач не позволили обеспечить необходимую комплексность подхода к развитию инновационной системы страны» [3. С. 7].
    С другой стороны, «слабое взаимодействие сектора исследований и разработок с реальным сектором экономики, разомкнутость инновационного цикла приводят к тому, что государственные инвестиции в человеческий капитал фактически обеспечивают рост конкурентоспособности других экономик…» [4. С. 5, 6].
    Анализ современных публикаций по проблематике кадрового обеспечения экономики России вообще и инновационной экономики в частности свидетельствует о том, что основное внимание авторов сосредоточивается на проблеме дефицита специалистов, необходимых для хозяйствующих субъектов региона, и практически никогда – на проблеме кадров для органов управления, отвечающих за поддержку инновационного процесса в регионе.
    Действительно, для развития инновационной экономики, в первую очередь, необходима квалифицированная рабочая сила, специалисты, способные реализовать инвестиционные проекты, включенные в концепцию инновационного развития региона. Но не менее важно иметь команду управленцев, готовых организовать работу по претворению в жизнь этой концепции.
    Таким образом, когда речь заходит об инновационных аспектах развития региона, следует говорить одновременно об этих двух типах проблем с кадровым обеспечением и рассматривать их во взаимосвязи. Выход, по-видимому, здесь может быть только один: при разработке самих концепций инновационного развития регионов необходимо предусматривать программы формирования соответствующего кадрового обеспечения их реализации.
    В этой связи может быть предложена следующая общая схема работ по кадровому обеспечению реализации концепции инновационного развития региона (см. рисунок).
    Итак, первым ключевым направлением кадрового обеспечения инновационного развития региона является стратегическое управление трудовым потенциалом.
    Стратегическое управление трудовым потенциалом региона предполагает решение задач двух типов: управление балансом трудовых ресурсов региона (основными пропорциями рабочей силы) и управление качеством рабочей силы.
    Управление балансом трудовых ресурсов означает регулирование основных макропропорций распределения рабочей силы (в отраслевом, профессиональном, территориальном и других разрезах). Управление качеством рабочей силы требует модернизации системы профессионального образования, а также создания системы непрерывного профессионального образования для подготовки и переподготовки взрослого населения.

    Список использованной литературы

    1. О состоянии делового климата в России в 2015 году. Доклад // РСПП. Москва. 2015. Март. 67 с.
    2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Порядок и сроки представления работодателями информации о наличии вакантных (постоянных и временных) рабочих мест (должностей) в организации, перспективах потребности в кадрах и планируемых мероприятиях по высвобождению персонала. Приложение к Постановлению Губернатора Ленинградской области от 15 октября 2002 года № 214-пг. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    6. Афанасьева Н.В., Шматко А.Д., Иванов С.А. Формирование кадрового потенциала инновационной экономики. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2011. 176 с.
    7. Иванов С.А. Формирование региональной системы управления трудовыми ресурсами / Развитие экономики в нестабильной международной политической ситуации / под ред. Л.П. Совершаевой. СПб.: ГУАП, 2016. 308 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2