Управление региональным развитием в условиях формирующейся экономики знаний

MANAGING REGIONAL DEVELOPMENT UNDER FORMING KNOWLEDGE ECONOMY



В.А. Левизов
Г.И. Лукин
V.A. Levizov
G.I. Lukin
kaf-mark@gief.ru
laborator@rambler.ru
зав. кафедрой маркетинга, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, доцент
научный руководитель лаборатории социально-экономических проблем профессионального образования и занятости населения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Head Of Marketing Department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, associate professor
scientific supervisor, the Laboratory of Social and Economic Problems of Professional Education and Employment, St. Petersburg University of Economics, Doctor of Economics, professor, corresponding member of the Academy of Sciences of Russia
г. Гатчина
г. Санкт-Петербург
Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • знания
  • концепция «тройной спирали»
  • региональное развитие
  • региональная инновационная система
  • экономический рост
  • обучающийся регион
  • Keywords:

  • knowledge
  • triple helix concept
  • regional development
  • regional innovation system
  • economic growth
  • learning region
  • Определены проблемы управления региональной экономикой в современных условиях. Исследованы концепции «тройной спирали», «инновационного региона», «обучающегося региона», региональных инновационных систем. Предложены направления совершенствования регионального развития в условиях формирующейся экономики знаний.

    We reveal problems of regional economy management under modern conditions. The concepts of learning region, innovation region, triple helix, regional innovation systems are considered. Ways to improve regional development under forming knowledge economy are suggested.

    Обзор статьи

    Роль знаний в управлении как на микроуровне, то есть на уровне фирмы, предприятия, так и на мезоуровне, постоянно увеличивается. Наличие ускоряющихся глобализационных процессов, повышение открытости национальных экономик по мере увеличения мощи транснациональных корпораций выдвигает на повестку дня вопрос о существенном изменении теории и практики регионального управления в сложившихся условиях.
    При этом рассуждения ученых о формирующейся экономике знаний основываются на анализе целого ряда имеющих место тенденций. Следует указать на повышение стоимости нематериальных активов предприятий. Например, значительную долю стоимости капитала компаний, особенно действующих на потребительских рынках, составляют бренды, патенты и прочие интеллектуальные активы. Также имеет место значительный рост секторов экономики, связанных с оказанием консультационных услуг. Огромное влияние на экономический рост оказывает развитие информационных технологий, которые облегчают хранение и передачу информации и знаний. Большую часть рабочего времени на предприятиях даже в сфере материального производства работники тратят на действия, связанные с поиском, обработкой и передачей информации. По причине необходимости повышения эффективности деятельности фирм в области создания инноваций острой является проблема создания, передачи и совершенствования имеющихся знаний. В условиях современной России необходимость ускорения темпов экономического развития в связи с введением санкций и снижением цен на экспортируемые ресурсы также требует изменения сложившегося положения в управлении народным хозяйством.
    Как указывает Р. Флорида, уже в девяностые годы прошлого века «главным источником создания успешности и экономического роста … является человеческий интеллект» [4. С. 528]. Быстрое развитие секторов экономики, направленных на создание и использование новых знаний, подвигло его на формирование концепции «обучающегося региона». Согласно Р. Флориде, успешное развитие «обучающихся регионов» требует «постоянного создания новых знаний, широкого внедрения инноваций, создания сетевых структур из частных предприятий, консультационных фирм, наличия требуемой инфраструктуры, гибкого и адаптивного законодательства» [4. С. 533].
    Усиление роли региональных органов власти в экономическом развитии было тесно связано с глобализационными процессами. Так как ускорение темпов научно-технического прогресса сделало практически бесполезным применение большинства инструментов из арсенала методов кейнсианского подхода к регулированию экономик, то логичным было появление неолиберальных концепций. Пока будущее можно было прогнозировать, государственное регулирование было эффективным, однако в условиях неопределенности вмешательство государства лишь создавало препятствия росту экономики. Тогда государство стало поддерживать наиболее эффективные корпорации, которым зачастую приходилось вести экономическую деятельность за пределами страны. По мере ослабления ограничений на пути движения товаров и капиталов к управлению региональным развитием стали предъявляться новые требования.
    С точки зрения Г. Ецковица и М. Клофстена, «целью экономического развития, основывающегося на использовании знаний … является создание «инновационного региона»» [1. С. 243]. Фактически происходит повышение роли органов власти, так как в условиях ускорения изменений обеспечение требуемой поддержки коммерческих фирм в том числе и посредством создания необходимых объектов инфраструктуры невозможно без учета локальных особенностей. Таким образом каждому региону необходимо создание постоянно обновляющегося стратегического плана развития экономики. Очевидно, что в условиях формирующейся экономики знаний возрастает роль университетов и научно-исследовательских институтов. Появление концепции «тройной спирали» было вызвано новыми требованиями, предъявляемыми к бизнесу, органам власти и научным организациям для повышения конкурентоспособности в современных условиях. Если ранее технологии не изменялись в течение десятилетий, то сейчас выживание частных предприятий требует постоянного внедрения инноваций, что невозможно без проведения научных исследований. Более жесткие требования к адаптации поведения частных фирм, в свою очередь, требуют быстрой реакции при оказании государственных услуг в том числе и в области создания новых научных знаний. Кроме того, бизнес, государство и университеты начинают частично выполнять традиционные роли друг друга. Например, вузы создают венчурные предприятия, разрабатывают программы регионального развития. Частные предприятия проводят научные исследования, организуют работу корпоративных университетов, занимаются пропагандой среди населения тех образцов поведения, которые ведут к росту получаемой прибыли. Региональные органы власти вынуждены создавать предприятия, действующие в тех областях, в которых рыночные силы доказали свою несостоятельность. Для усиления связей между региональными органами власти, бизнесом и наукой используется перемещение специалистов между тремя вышеназванными сферами деятельности. В условиях неопределенности наличие неформальных связей между людьми важнее попыток формализации отношений между постоянно изменяющимися организациями. Фактически современный руководитель должен быть предпринимателем в широком смысле слова вне зависимости от имеющей место организационно-правовой формы предприятия или организации.

    Список использованной литературы

    1. Etzkowitz H., Klofsten M. The innovating region: toward a theory of knowledge-based regional development // R&D Management. 2005. Vol. 35. № 3. Р. 243–255.
    2. Florida R. Toward the learning region // Futures. 1995. Vol. 27. № 5. Р. 527–536.
    3. Freeman L.C. Technology Policy and Economic Perfomance: Lessons from Japan. Frances Pinter, London, 1987.
    4. Malerba F. Sectoral systems of innovation and production // Research Policy. 2002. Vol. 31. № 2. Р. 247–264.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2